Материал подготовлен руководителем ШМО истории, обществознания, географии, биологии. физической культуры, ОБЖ Михайловой С.П.
Это одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. это познавательная деятельность, которая: во-первых, осуществляется добровольно; во-вторых, планируется, управляется и контролируется самим человеком; в-третьих, необходима для совершенствования каких- либо качеств человека, и сам человек это осознает.
курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; работа в методических объединениях и творческих группах; самообразование.
стадия «выживания» - на первом году работы в школе; стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы; стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и далее и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция. Общественное мнение. Материальное стимулирование. Интерес.
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе
Повышение качества преподавания предмета Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования. Апробирование новых форм, методов и приемов обучения. Доклады, выступления. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей. Разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям. Создание комплектов педагогических разработок. Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой проблеме (теме).
эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), творческий рост учителя, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
1. Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.) 2. Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения). 3. На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач). 4. Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев). 5. Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.) 6. Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться. Удовлетворен(а) ли я?).
1. Выявление потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. 2. Планирование работы по самообразованию. определение содержания работы по самообразованию; выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения; составление плана в зависимости от уровня профессионализма педагога. 3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) 4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) 5. Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов 6. Подведение итогов самообразования, оформление результатов самообразования: выступление по итогам работы и обмену опытом; составление перспективного плана работы с детьми; организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; оформление передового педагогического опыта