МАДОУ « Центр развития ребенка детский сад « Сказка» г. Белоярский. тема доклада: Индивидуализация предметно пространственной среды в ДОУ Цуркан Валентина Олеговна 2013 г.
Индивидуализация- это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Ф.А. Брокгауз, И,А, Ефрон. энциклопедический словарь
Образовательные технологии Исследовательскую( проблемно-поисковую) модель « обучение через открытие» Коммуникативную ( дискуссионную) : наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление. Поиск лучшего варианта решений; Имитационного моделирования ( Игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; Психологическую : самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности; Деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; Рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Разработка индивидуального пространственного маршрута Пространство дошкольного учреждения- это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, коридоры, территорию д\с. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики- тенденции дошкольников» заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Основные задачи: Создание единой предметно –пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность. Освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно –пространственной среды Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом. но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем. что нравиться. Принцип эстетической организации среды. Сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус. Побуждает ребенка к активной творческой деятельности. Принцип доступности и единства продиктован особенностями дошкольника, который ведет себя по схеме « вижу-действию Принцип активности и творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместно организовать выставку марок. Создать временные зоны с использованием опытно- экспериментальных центров. мастерских и др. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построение непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным у ему видом деятельности. Не мешаю другим – места уединения. Принцип половых и возрастных отличий-предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. Основные положения личностно- ориентированной модели отражаются так же в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно развивающей среды в группе педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент. Подвижность, наличие лидерских качеств. Интересы, показатели развития социальные условия жизни. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере ребенка, его интересах, наклонностях. Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм сан пин и инструкций по охране жизни и здоровья детей. Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента. Эстетичность.
спасибо за внимание