§20 «Великие просветители Европы» Составил: Петрова Татьяна Евгеньевна
Согласись или опровергни! § Международные отношения в XVI-XVIII вв. 1. Именно Габсбургам принадлежит идея, что в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства. 2. Первая общеевропейская война называлась Тринадцатилетней войной. 3. Война гг. Началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами. 4. Поводом к войне гг. послужили события в Чехии: чешские дворяне выбросили из окон Чешской канцелярии в Праге королевских наместников. 5. Чешское войско одержало оглушительную победу у Белой горы в 1620 г.
Согласись или опровергни! 6. Талантливый полководец Альбрехт фон Валленштейн поступил на службу к австрийскому императору Фердинанду II,превратив войну в погоню за добычей. 7. Валленштейновская армия содержалась за счёт добровольных пожертвований чешских дворян. 8. Основная причина Тридцатилетней войны борьба европейских держав за господство в Балтийском море. 9. Шведский король Густав II Адольф имел профессиональную армию, которая была блестяще обучена и дисциплинирована. 10. Итогом Тридцатилетней войны стал Вестфальский мир, который закрепил победу германских князей над императором, закрепив преимущество католиков над протестантами. 11. Война гг. Называлась Войной за испанское наследство.
Англия. (конец XVIIв.) Джон Локк Выдающийся английский мыслитель. Считал, что все знания берутся из опыта и этим опытом питается разум. Главная заслуга – создание учения о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Впервые говорит о необходимости разделения властей.
Франция. (середина XVIIIв.) Шарль Луи де Монтескье ( гг.) Французский просветитель, правовед, философ. Ему принадлежит книга «О духе законов». Выступал против деспотизма, за свободу. Особое внимание уделял вопросам защиты личности от произвола власти. Развивал учение о разделение властей (три ветви власти).
Вольтер ( ) Великий французский философ. О нём говорили «был больше, чем человек. Он был веком». Роль создателя разумного общества он отводил монарху. Боролся против стремления церкви поработить разум человека религиозными учениями. Церковь считал главным врагом Просвещения. «Раздавите гадину!»
Жан –Жак Руссо ( ) Мыслитель доказывал, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта, а все бедствия человечеству принесло неравенство. «…Не допускайте ни богачей, ни нищих». Является сторонником всеобщего избирательного права.
Адам Смит (1723 – 1790 гг) Шотландский учёный. Утверждал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд. Свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны. Против вмешательства государства в экономику страны.
Основой всех просветительских теорий – вера во всесилие науки и человеческого разума Причина всех бед и несчастий в невежестве, а путь к преодолению – в широком просвещение масс. Просветители требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники. Мыслителей XVIII века отличала вера в неисчерпаемые силы и возможности человека.
Спасибо за внимание! Д/з § 20, записи в тетради выучить, по желанию можно подготовить доклад о просветителях.