ОТЧЕТ по мероприятию Разработка учебно-методического обеспечения программы дополнительного профессионального образования «Проектирование и строительство гидротехнических сооружений» по направлению «Строительство» в рамках реализации программы развития НИУ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» 1
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ Целевая группа специалистов, на которых ориентирована программа: специалисты, профессиональная деятельность которых связана с проектированием и строительством гидротехнических сооружений Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована программа: проектирование, возведение, эксплуатация гидротехнических сооружений Краткое описание образовательной программы: приобретение слушателями новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по проектированию и строительству гидротехнических сооружений Срок обучения по программе: 1 учебный семестр Реализуемые формы обучения: очная, очно-заочная, заочная Предлагаемый график обучения: 4-5 занятий в неделю по 4 а.ч. 2
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДПО Строительство гидротехнических сооружений – одно из направлений, развитие которого заложено в общей программе модернизации транспортной системы. Согласно программе развития единой энергосистемы России на годы, вводы мощности на ГЭС России в этот период предусматриваются в объеме 3830,2 МВт, и поэтому потребность в гидротехническом строительстве очень большая. В России много вопросов, которые должны решать гидротехники - это развитие портов, строительство новых портов и береговых линий городов, реконструкция мостов и набережных, очистка водоемов, создание акваторий и подходных каналов существующих и вновь создаваемых гидротехнических сооружений. Заинтересованность целевых групп обусловлена отсутствием на рынке специалистов, имеющих высшее образование в сфере гидротехнического строительства. 3
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ Научная часть программы предполагает: обоснование эффективных проектных решений, отвечающих требованиям перспективного развития отрасли, в том числе с использованием САПР; разработка новых конструктивных решений гидротехнических сооружений; Технологическая составляющая предполагает: изучение особенностей проектирования, основного технологического оборудования, методов производства строительно-монтажных работ на гидроэлектростанциях; изучение конструктивных решений ограждающих конструкций гидротехнических сооружений на реальных примерах; разработка комплекса мероприятий по технологическому проектированию гидротехнических сооружений; 4
Инновационная составляющая предполагает: возможность прохождения стажировки в иностранном вузе/учебном центре- партнере; возможность модульного обучения; возможность изучения лекционного материала в дистанционном режиме; приглашение иностранных специалистов-практиков для проведения занятий. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ 5
Формирование групп слушателей на программу планируется осуществлять два раза в год. Контингент слушателей будет формироваться из специалистов, направляемых саморегулируемыми организациями для прохождения обучения, а также организациями, осуществляющими деятельность по проектированию гидротехнических сооружений Ориентировочное количество человек в группе –
Обучение состоит из следующих этапов: 1. Поступление на обучение 2. Изучение учебных модулей программы Программа курса содержит 6 учебных модулей: а) Основы инженерного дела; b) Гидротехнические сооружения; c) Проектирование строительных конструкций; d) Автоматизация проектных работ с использованием AutoCAD; e) Проектирование речных и морских гидротехнических сооружений; f) Строительство речных и морских гидротехнических сооружений; 3. Прохождение практики или стажировки 4. Итоговый контроль знаний Объем программы и виды учебной работы: Объем учебной программы академических часа Программой курса предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа, курсовая работа, расчетно- графические работы, контрольные работы 7
знания: основ законодательной и нормативно-правовой базы в сфере проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений; основ инженерных изысканий при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений; методов проектирования строительных конструкций гидротехнических сооружений; методов технологического проектирования гидротехнических сооружений; инженерных сетей и оборудования гидротехнических сооружений; основ технологии строительства и контроль качества при производстве гидротехнических работ; методов управления проектированием и строительством гидротехнических сооружений; порядок оценки стоимости строительства гидротехнических сооружений; 8
умения и навыки: применения рекомендаций нормативно-правовых документов при проектировании и строительстве и гидротехнических сооружений; автоматизированного ведения проектных работ; проектирования и расчетов гидротехнических сооружений; проведения контроля качества проектных работ; проведения экспертиз и согласований проектной документации; организации и контроля качества строительно-монтажных и гидротехнических работ; выбора и принятия проектно-технологических решений и вариантного проектирования гидротехнических сооружений; организации и управления работами по строительству гидротехнических сооружений; проведения оценки стоимости проектных решений и строительства гидротехнического сооружения в целом 9
10 1. Разработан учебно-методический комплекс программы. 2. В ходе разработки программы выпущены 2 новых учебных пособия: «Водные пути и порты. Путевые работы» Авторы: Беляев Н. Д., Гарибин П. А. «Проектирование и строительство гидротехнических сооружений. Проектирование оградительных и причальных сооружений» Авторы: Беляев Н. Д., Миронов М. Е. 3. Проведены рекламные мероприятия для запуска программы с