Ажурные ограды на улицах Санкт- Петербурга Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 591 Невского района Санкт-Петербурга 3 класс; 2 четверть
Неповторим архитектурный облик Петербурга- его ансамбли, набережные, мосты… В нем нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII-XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари, флагштоки… Четко просматриваемые на фоне фасадов зданий летом, в изморози- зимой, мерцающие при свете фонарей дождливыми осенними вечерами, они придают городу особое очарование. Не случайно А.С. Пушкин, воспевая красоту Петербурга, упомянул и «оград узор чугунный».
Не случайно А.С. Пушкин, воспевая красоту Петербурга, упомянул и «оград узор чугунный». «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»
Художественные творения из металла, словно изысканное кружево, украшающее фасады домов, делают их еще более нарядными. А какими удивительно завершенными воспринимаются здания благодаря металлическим декоративным композициям на крышах : конькам, флюгерам, парапетам…..
Создание этого дивного города, да и вообще вся его жизнь необычайны и пленительны,- подчеркивал писатель Всеволод Иванов. - Всякий, кто был в нем, кто читал о нем, кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов, тот не забудет его никогда.»
В художественных работах в металле, как в архитектуре в целом, ярко отразились наиболее характерные черты искусства той или иной эпохи. «Решетки! – писал известный художественный критик С.К. Маковский.- это кажется мелочью. Но в завитке из бронзы, в извиве литого железа, порою – душа забытой эпохи».
Созданные не одним поколением прославленных архитекторов и талантливых русских мастеров – литейщиков, чеканщиков, эти замечательные произведения искусства поражают высоким вкусом и тонкостью исполнения.
Чугунные решетки в России появились во времена Петра I и получили особенно широкое распространение в период с первой половины ХVIII века до последней четверти ХIХ века. Железные кованные решетки и деревянные ограды почти повсеместно сменялись чугунным литьем.
Ажурные ограды призваны не скрывать усадьбы от нескромных взоров или отмежевать личные владения - они подчеркивают цельность и законченность композиции архитектурного сооружения.
По проекту Растрелли создаются: решетка Смольного, чугунная ограда, отделяющая дворец графа М.И. Воронцова от Садовой улицы.
Ограды Екатерининского и Александровского парков г. Пушкина - Ч. Камерон и Д. Кваренги.
Один из крупнейших представителей классицизма в русской архитектуре И.Е. Старов спроектировал для Таврического дворца чугунную ограду. Ее художественное решение подчинено общему замыслу зодчего: простой и спокойный рисунок решетки выдержан в строгом классическом стиле.
Много чугунных литых решеток создано по рисункам А.Н. Воронихина. К ним относятся изящная ограда с венками и гирляндами в Павловске, литые решетки в Стрельне, Гатчине, Петергофе, у Александровского дворца в г. Пушкине.
Одно из лучших его творений - чугунная ограда Казанского собора, созданная в 1811 г. Ее литая чугунная решетка, отличающаяся красотой и сложностью композиции, имеет величественный вид.
Но, пожалуй, наиболее значителен вклад К.И. Росси и В.П. Стасова, творцов позднего ампира. По рисункам К.И. Росси отлиты кружевные решетки Аничкова, Елагина, Михайловского и других дворцов.
Наверное, самое удачное создание Росси - монументальная ограда у главного фасада здания Михайловского дворца. Четкий рисунок решетки, изящные контрформы, удачные пропорции ставят эту ограду в число лучших в Петербурге.
Украшением Петербурга стали решетки многочисленных мостов и набережных. Их создатели нашли удачные формы и рисунки для низких решеток. Вытянутость линий, простота и прозрачность рисунка превращают решетки на фоне водной глади и тончайшие литые кружева. Длина художественных решеток на мостах города достигает 11 км.
«Во вкусе восемнадцатого века Расставлен был в шпалерах Летний сад- Теней Истории библиотека, Живой свидетель царственных оград. О Фельтен ! Как дивятся поколенья Твоей решетке (век она жива!), Когда сквозь тонко связанные звенья Просвечивает сизая Нева…» Решетка Летнего сада восхищала многие поколения людей. В.А. Рождественский писал:
Подлинными произведениями искусства стали и решетки балконов многих сооруженных в то время зданий. Из мрамора волнистого колонны Кругом теснились чинно, и балконы Чугунные воздушною семьей Меж них гордились дивною резьбой,- писал М.Ю. Лермонтов.
Используемые интернет-ресурсы: images.yandex.ruограды санкт- петербурга Достопримечательности Санкт- Петербурга. Городские ограды aspbml.narod.ru Pages/opitere/ogrady.ht m Ограды Санкт-Петербурга в рисунках и фотографиях ograda.spb.ru