Повестка собрания: 1. Предварительные результаты 2-го полугодия и итоги окончания школы. 2. Ознакомление с приказами (по процедуре проведения Экзаменов в форме ЕГЭ, условия подачи апелляции, сроки экзаменов по предметам). 3. Трудности подростков (помощь родителей и школы в этот период учащимся). 4. Организация и подготовка последнего звонка и выпускного вечера.
Основным критерием подросткового периода является не календарный возраст, а анатомо- физиологические изменения в организме. Определяет границы этого периода половое созревание. В это время увеличивается рост ребенка, происходит возмужание организма, развиваются вторичные половые признаки.
В это время подростки стараются выделится оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих, им свойственны лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно руководить сверстниками, можно что-то организовать. Переходный возраст также характеризуется дестабилизацией защитных сил организма, снижается сопротивляемость к вредным воздействиям окружающей среды. При этом могут наблюдаться функциональные расстройства со стороны сердечно-сосудистой и нервной системы, повышение артериального давления, нейровегетативная неустойчивость.
В это же время у подростков возникает критическое отношение к прежним авторитетам. Первой жертвой становятся близкие люди. У маленького ребенка имеется чувство восхищения своими родителями, они для него самые лучшие, самые сильные, красивые. В подростковом возрасте вдруг ребенок начинает замечать, что родители не так уж хороши и впадают иногда в другую крайность. Не все подростки приходят к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстаются практически любой из них.
Эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму, придирчивое отношение к родным сочетается в этом периоде с острым недовольством собой. Наступает отчуждение с родными и усиливается тяга к общению со сверстниками. Попытки вызвать подростка на откровенность могут привести к враждебности, за которой скрывается подавленность и уныние.
В период взросления подросток требует к себе отношения как к взрослому от родителей, учителей, и от сверстников. Появляется желание оградить свою личную жизнь от внешнего вмешательства со стороны родителей, стать независимым, идет формирование вкусов, взглядов оценок событиям, вырабатывается собственная линия поведения. Подростки в этом возрасте противоречивы. К сожалению, в этом периоде жизни в семье и возникают конфликты. Родители хотят, чтобы ребенок стал взрослым, но принять его самостоятельность не могут как раз тогда, когда зрелость приближается. Также и половое созревание накладывает отпечаток на поведение подростка. Интерес к противоположному полу может быть таким сильным, что остальные интересы не влекут его, и он всем время начинает тратить на события, связанные с этой проблемой.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростка и показал, как их можно учитывать взрослым. 1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетаются с неумением разобраться в сложных явлениях жизни с другой. Погасите эмоциональный порыв, и вы получите холодного, расчетливого человека. » Совет: вслушивайтесь в то, что тревожит и волнует ребенка, не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от него.
2. Стремление к идеалу. Не любит, когда его прямолинейно воспитывают, раздражают словесные назидания, остро улавливает воспитательную фальшь, болезненно реагирует на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что он совершит плохой поступок из добрых побуждений. Совет: «виноват – невиноват»,такое отношение к подростку слишком упрощает дело, а в жизни бывает много ситуаций и обстоятельств, которые родителям нельзя оценивать однозначно.
3. Подросток стремится стать личностью. Поэтому он стремиться совершать героические, необычные, романтические поступки. Иногда, точно не зная, что надо делать, чтобы самоутвердиться, ребенок может попасть в беду. Совет: Замечая потребность к действию у подростка, направляйте его усилия по правильному пути, предостерегайте его от экстремальных и не обдуманных поступков.
4. У подростка явно выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство влечений. Мудрые поучения старших «Не разбрасывайся, думай только об учебе, веди себя хорошо и т. д.» порождают лишь конфликт. Совет: помогите в этот период жизни подростку найти увлечение, которое станет его призванием. Помогите ему также найти себя в труде, спорте, увлечение творческой деятельностью.
5. В подростке сочетается романтическая восторженность и грубые выходки. Соседствует восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Опасается, что его будут считать слишком чувствительным и поэтому прикрывается грубостью. Совет: воспитывайте на своем примере и на примерах литературных героев добрые чувства у ребенка, боритесь за его нравственность и культуру.
1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. 2. Опасайтесь получения вашим ребенком нежелательной информации из чужих уст. 3. Будьте открыты в общении с ребенком. 4. Занимайтесь сексуальным воспитанием своих детей, иначе им расскажут об этом в грязной и постыдной форме другие «доброжелатели». 5. Проявляйте ласку к своим детям и демонстрируйте им свою любовь. Им это очень надо, особенно в подростковом возрасте.
6. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается. 7. Хотите, чтобы ребенок сделал так, как вам нужно, сделайте так, чтобы он этого захотел. 8. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. 9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. 10. В самостоятельности ребенка не надо видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право не нее.