Уильям Блейк и британские художники-визионеры ГМИИ им. А.С. Пушкина Э. Бёрн-Джонс. Золотая лестница. 1880
У Уильяма Блейка (1757–1827) были своеобразные религиозные, философские и политические воззрения. Он был примерным христианином, но настаивал на том, что суть христианства – в освобождении от институционального контроля, от церкви, и объявил о наступлении новой эры прямых контактов с Богом. Христианство он считал религией свободы и утопической любви. Т. Филлипс. Портрет Уильяма Блейка. 1807
Блейк в течение семи лет обучался у гравера, недолго проучился в Академии художеств. Он восхищался Рафаэлем, Дюрером, Микеланджело, изучал готическое искусство и архитектуру, оказавшие влияние на его фантастические, иногда апокалиптические иллюстрации к своим стихам и творениям других авторов. Блейк делал рисунки, гравюры к собственным стихам, чтобы создать «иллюминированную» книгу – целостное произведение, где текст и визуальные образы едины: «Песни невинности», «Французская революция», «Видение дочерей Альбиона» и др. «Видения дочерей Альбиона». Фронтиспис Около 1795 «Бракосочетание Рая и Ада». 16 иллюстрация 1796 – около 1818
Через обращение к иллюстрированию великих творений – «Божественной комедии» Данте, Шекспира, Библии – Блейк выражал свое отношение к миру. Надпись над вратами ада Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1824–1827 Цербер. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1824–1827
Оберон, Титания и Пак с танцующими феями. Около 1786
В образах, внушающих страх, и образах просветленных художник воспевал воображение, вдохновение, поэтический дар. Явление Христа апостолам после Воскресения. Около 1795 Сатана во славе («Ты совершенен был… доколе не нашлось в тебе беззакония»). Около 1805 Навуходоносор – около 1805
Христос в доме Марфы и Марии. Около 1805 Христос, благословляющий детей Братья, склонившиеся в поклоне перед Иосифом. 1784–1875
Искусство Блейка нелегко воспринимать. Его работы пронизаны мистицизмом, в них причудливо сочетаются аллегорические, символические элементы. Он часто занимался гравированием для того, чтобы иметь средства для экспериментов с разными техниками. Видение Страшного суда Около 1808
На цветной гравюре «Ньютон» обнаженный ученый, сидящий на скале, как бы пробуждается от смерти. Это двойственный образ. Блейк подчеркнул, с одной стороны, рационализм Ньютона, а с другой – его творческий дар. Ньютон – около 1805
Жалость. Около 1795
На выставке хорошо прослеживается влияние Блейка на британских художников-визионеров – Иоганна Генриха Фюсли, Обри Винсента Бёрдсли, Данте Габриэля Россетти, Сэмюэла Палмера, Сесила Коллинза, Френсиса Бэкона. С. Палмер. Возвращение после вечерни С. Палмер. Раннее утро. 1825
Скульптурный портрет на основе прижизненной маски Уильяма Блейка Ф. Бэкон. Этюд ко второму портрету Уильяма Блейка, выполненному по прижизненной скульптурной маске. 1955
Современник, друг Блейка Фюсли исследовал творческие возможности кошмаров, ему нравилось создавать демонические трансформации человеческих форм, гибридов, рождавшихся в его голове. И.Г. Фюсли. Леди Макбет, выхватывающая кинжал. Около 1812
Представитель британского послевоенного движения неоромантизма Коллинз, мистик и визионер, в своих сериях картин «Гимн смерти», «Спящий глупец» воспевал образ поэта и художника как инструмент «для продления жизни». С. Коллинз. Спящий глупец С. Коллинз. Падение Люцифера. 1933
Э.К. Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк. 1860Д.Г. Россетти. Любовь Данте. 1860
Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала В. Хан-Магомедовой Журнал «Искусство» 3/2012 Аллегория зимы Около 1820–1825