Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями»
Цели урока: Вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.
Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Я уверена, что у нас с вами все получится! Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Открываем тетрадь. Записываем число. Мотивация к учебной деятельности
Не-… (непрочный) Не-… (не знает) Не- … (неряха) Не-?
1. Диктант Записать номера слитного и раздельного написания 1)(Не)широкая, а узкая дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовая по поводу проступка; 4)чувствовать (не)искренность; 5)(не)уклюжий медвежонок; 6)ценим (не)праздность а трудолюбие; 7)(не)объектная даль; 8)(не)сделал ничего предосудительного; 9)(не)дорогой, но красивый материал; 10)(не)решительность, а робость; 11)выразить (не)нависть; 12)брошь (не)золотая, 13)(не)широкая проселочная дорога; 14)сделал (не)меньше двух попыток; 15)ни в чем (не)нуждался; 16)никто (не)видел; 17)ни для кого (не)делал исключений.
ЭТАЛОН для проверки: раздельно: слитно:
Фиксация затруднения: Выберите написание с НЕ для слов: Трава (не)скошена,(не)погасший костер, (не)выносимая духота, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки.
- -Какую закономерность вы заметили? (Написание соответствует написанию уже известных нам частей речи) (краткие причастия, глаголы являются сказуемыми и написание должно быть одинаковое, причастия, прилагательные должны писаться сходно). Выдвижение гипотезы
Проверка гипотезы: Не прочитано – не прочитал Неинтересный - непрочитанный
Нам (не)дано предугадать, как слово наше отзовется.- Мы (не)сумели предугадать. (Не)прочитанная книга – (не)разгаданная тайна. Объясните смысл этих высказываний. Обращение к материалу учебника стр.271
Выработка пошагового действия Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно: 1. Определить часть речи. 2. Определить полное или краткое причастие. 3. Если краткое - пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ 4. Если нет – пиши слитно. Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А 5. Если есть – пиши раздельно. Если нет –?Обращаемся к материалу учебника, выясняем следующий шаг: 6. Определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот). 6. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно.
Пошаговые действия Причастие полное-проверь, употребляется ли без НЕ Да- проверь, есть ли противопоставление с союзом а Нет- Пиши слитно Нет-определи: есть ли зависимое слово Есть-пиши раздельно
Нет-пиши слитно Есть-пиши раздельно Зависимое слово.
Если нам без НЕ нельзя, слитно пишемся, друзья Веселый алгоритм Если что-то против нас иль от нас зависит, – ты частицу отдели, НЕ раздельно напиши
Мы будем учиться правильно писать НЕ с причастиями, пользуясь способом действий, который мы выработали. Цель нашей деятельности на уроке
Тема нашего урока: Правописание НЕ с причастиями
Применение алгоритма Письмо не доставлено – причастие, краткая форма-пишем раздельно; невзлюбившая падчерицу – причастие, полная форма, без НЕ не уп-ся – пишем слитно; не прекращающийся, а усиливающийся дождь – причастие, полная форма, есть противопоставление с союзом А – пишем раздельно; непрекращающийся дождь – причастие, полная форма, нет противопоставление с союзом А, нет зависимых слов – пишем слитно…
Распределительный диктант Распределите слова на группы по написанию с НЕ 1.(Не)замеченная учеником ошибка 2.(Не)греющее солнце 3.(Не)проветренная комната 4. Комната (не)проверена 5.(Не)освещенная улица 6.(Не)доумевающий взгляд 7.(Не)сложенные, а разбросанные вещи 8.(Не) прекращавшийся всю ночь дождь
Слитно раздельно Ключи:
Самостоятельная работа В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) (Не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов. б)(Не)вдалеке от дома начинался лес. в)(Не)распроданные игрушки уценили. г)Дуня (не)лишена обаяния.
2. В каком предложении не со словом пишется слитно? а)Коту Тимофею (не)меньше десяти лет. б)Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает. в)(Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки. г)У Насти были (не)правильные черты лица
3. В каком предложении не со словом пишется слитно? а)Базаров (не)сумел реализовать себя в жизни б)Ключи до сих пор (не)найдены. в)Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный. г)Брат (не)удостоил его даже упреком..
4. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а)Эта задача (не)решена учениками. б)(Не)яркое пламя освещало письменный стол. в)А кругом на полях (не)прободная тишь. г)Кате стало (не)стерпимо обидно
5. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а)Со мной поздоровался (не)знакомый человек. б)Всех смутили (не)проверенные слухи. в)Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения. г)Усадьбу окружал (не)частый забор
-Что нового для себя вы сегодня открыли? -Чему учились на уроке? -Вы достигли цели? -От чего зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями?
Ключи к самопроверке: 1. г 2. г. 3. в 4. а 5. в
Домашнее задание п.77. Упр.652 (Выписать из худ. произведения предложения, содержащие причастие с орфограммой «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». Графически обозначить условия выбора орфограммы).