Сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем инклюзивного образования в условиях введения ФГОС Педагог-психолог МБДОУ 65 Методист-психолог МАУ «ГНМЦ» Сивова Анна Сергеевна
Особенности семьи, воспитывающих ребёнка с ОВЗ Психологический портрет родителей Модели воспитания детей в семье Формы отношения к ребёнку Какая она, семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья?
Л. М. Шипицына: ректор Института специальной педагогики и психологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
В.О.Скворцова: дефектолог, доцент кафедры коррекционной педагогики НИ Саратовского государственного университета
Ф. Ф. Pay, дефектолог, сурдопедагог, доктор педагогических наук (1960), профессор; Н. Ф. Слезина: сурдопедагог, старший научный сотрудник АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО, доктор педагогических наук
Цель сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ в условиях ФГОС повышение педагогической и психологической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. сформировать мотивацию к такому участию; научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации; научить эффективным способам взаимодействия с ребенком; вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях; сформировать адекватную самооценку. Задачи сопровождения
Направления работы с семьёй: 1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. 2. Обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком, осуществляющееся путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми и др.
Формы работы с семьёй ребёнка с ОВЗ 1. Изучение семьи с помощью различных методов и методик; 2. Экскурсии по детскому саду, презентация деятельности специалистов; 3. Представление имеющихся родительских клубов, патронатов и патронажей, консультативных пунктов; 4. Индивидуальные и групповые психологические занятия с детьми с участием родителей; 5. Экскурсии (любого вида). 6. Совместные праздники на улице. 7. Посещение выставок художественных работ здоровых детей и детей с особыми потребностями. 1. Изучение семьи с помощью различных методов и методик; 2. Экскурсии по детскому саду, презентация деятельности специалистов; 3. Представление имеющихся родительских клубов, патронатов и патронажей, консультативных пунктов; 4. Индивидуальные и групповые психологические занятия с детьми с участием родителей; 5. Экскурсии (любого вида). 6. Совместные праздники на улице. 7. Посещение выставок художественных работ здоровых детей и детей с особыми потребностями. 8. Организация коллективных выставок работ из природного материала, поделок из бумаги и др. 9. Изготовление и вручение подарков именинникам из других групп. 10. Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга. 11. Участие в музыкальных постановках и праздниках детей. 12. Совместная игровая деятельность. 13. Просветительская работа 14. Лекции для родителей 15. Психологический тренинг 16. Клубная работа 8. Организация коллективных выставок работ из природного материала, поделок из бумаги и др. 9. Изготовление и вручение подарков именинникам из других групп. 10. Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга. 11. Участие в музыкальных постановках и праздниках детей. 12. Совместная игровая деятельность. 13. Просветительская работа 14. Лекции для родителей 15. Психологический тренинг 16. Клубная работа
Алгоритм психолого- педагогической работы с семьей ребёнка с ОВЗ исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка; установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество; оценка путей оказания психолого-педагогической помощи; выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики; работа специалистов по оказанию психолого- педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы; анализ эффективности достигнутых результатов. исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка; установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество; оценка путей оказания психолого-педагогической помощи; выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики; работа специалистов по оказанию психолого- педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы; анализ эффективности достигнутых результатов.
Проект сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ Срок: 1 год Этапы: 1. Подготовительный 2. Основной 3.Заключительный
Примерный план работы с семьей ребёнка с ОВЗ в ОУ.