СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
ТЕХНИКА ДИАГНОСТИКИ УСТОЙЧИВОСТИ, КОНЦЕНТРАЦИИ, ПРОДУКТИВНОСТИ ВНИМАНИЯ. Оценка результатов теста При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных в течение 3-5 мин ( для детей 2,5 мин.), т. е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30- секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости одновременно двух свойств внимания : продуктивности и устойчивости : S=(0.5N-2.8n)/t; S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ; N - количество изображений предметов на рисунках, просмотренных обследуемым за время работы ; t - время работы ; n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин ), а остальные - для каждого 30- секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся ( каждый в отдельности ) в баллы по десятибалльной системе следующим образом : 10 баллов - показатель S выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла 6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла 4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания с помощью корректурной пробы. Интерпретируются эти кривые следующим образом : Кривая 1Кривая 1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания Кривая 2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания Кривая 3. Представляет собой график средне продуктивного и среднеустойчивого внимания Кривая 4. Является графиком средне продуктивного, но неустойчивого внимания Кривая 5. Представляет график средне продуктивного и крайне неустойчивого внимания
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания с помощью корректурной пробы. Интерпретируются эти кривые следующим образом : Кривая 1Кривая 1. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания Кривая 2. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания Кривая 3. Представляет собой график средне продуктивного и среднеустойчивого внимания Кривая 4. Является графиком средне продуктивного, но неустойчивого внимания Кривая 5. Представляет график средне продуктивного и крайне неустойчивого внимания
методики изучения и развития ВНИМАНИЯ Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить не дольше, чем 15 минут в день. 1. К первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений
- Какие предметы нарисованы на картинке ? - Сколько вишен ты видел на картинке ? - Что ты видел, ручку или карандаш ? - Сколько конфет на картинке ?
- Какие животные нарисованы на картинке ? - Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах ? - Каких животных на рисунке два ? - Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах ?
методики изучения и развития памяти Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить так, чтобы было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали. Запоминание картинок и предметов ( диагностика кратковременной памяти ). Разложить на столе 5-6 картинок или настоящих предметов Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом нужно по памяти перечислить, какие предметы ( или их изображения ) разложены на столе. Можно описать детали предметов. Как вариант данной методики : изменить расположение каких - то предметов, убрать ( добавить ) или заменить какой - либо предмет, после чего определить, что изменилось.
Компьютерные технологии для диагностики и развития внимания и памяти Современные методы компьютерной диагностики таких психических процессов, как внимание и память имеют комплексный, интегративный характер. Применяя одну методику, мы можем решать множество задач : развитие восприятия, пространственного мышления, логического мышления. Технологии предназначены как для общего развития интеллекта, так и для коррекции таких нарушений как : 1. Дефицит внимания. Упражнения развивают следующие свойства внимания : - Концентрацию. Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно субъект может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. - Переключение. Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода субъекта с одного объекта или вида деятельности на другой. Плохая переключаемость иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. - Распределение. Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на нескольких объектах. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. 2. Специфических нарушений школьных навыков, таких как : - Дискалькулия - нарушение формирования навыка счета. Проявляется в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно сложными и с переходом через десяток. - Дислексия - нарушение формирования навыка чтения, которое проявляется в неузнавании букв, в невозможности соотнести графическое изображение буквы с соответствующим звуком и связанного с этим неверного считывания. - Дисграфия - расстройство навыков письма. Проявляется в виде неверного соотнесения звуков устной речи и их графического изображения.