. Правовые мандаты других контролёров МПС в РФ РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ОНК ЗАДАНИЕ 1
ТЕОРИЯ Международные стандарты в области Прав Человека: Конституция РФ ст.52
ФЗ РФ от 21 июля 2014 «Об основах общественного контроля в РФ Гл.2. ст. 19 и 10 Субъектами общественного контроля являются: Общественная палата РФ Общественные палаты субъектов РФ Общественные плата (советы) муниципальных образований Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти
Субъекты контроля в МПС Ст.24 УИК РФ Президент Российской Федерации Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации Депутаты ГД Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ Президенты и главы правительств субъектов РФ Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ Главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий
Ст.23 УИК РФ Общественные объединения оказывают содействие… принимают участие в исправлении осужденных На основании и порядке, предусмотренных законодательством РФ общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов
Субъекты контроля в МПС ст.24 УПК РФ Генеральный прокурор РФ Прокуроры субъектов РФ Подчиненные им прокуроры Прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях
Субъекты контроля в МПС ст.22 УИК РФ Закон «О Прокуратуре РФ» Глава 2 ст.22 Глава 2 ст.21 Глава 2 ст. 26–28 Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона Прокурор вправе в любое время посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы и, в случае необходимости, выносить протесты. Прокурор может отменять незаконные дисциплинарные взыскания, немедленно освобождать лиц, отбывающих наказания, из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора; своим постановлением немедленно освобождать из-под стражи лиц, незаконно содержащихся под стражей.
Ст. 21 и ст.24 УИК РФ должностные лица вышестоящих органов УИК РФ Статья 21. Ведомственный контроль. За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
Ст. 20 т ст.24 УИК РФ Судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания УИК РФ Статья 20. Судебный контроль 1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно- досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. 2. В соответствии с законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. 3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни
ст.24 УПК РФ депутаты члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий
ст.24. УИК РФ Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов
ПРАКТИКА: Правовые мандаты других контролёров МПС в РФ
В России заключенных, помимо членов ОНК, могут посещать представители правозащитных организаций
Представители правозащитных организаций действуют на основании Устава организации, УИК РФ и ПВР исправительных учреждений
Ст. 12 ч.8 УИК РФ и ПВР ИУ ст.3 Основные права и обязанности осужденных в ИУ - осужденные вправе пользоваться услугами адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. В соответствии с ч. 4 ст.89 УИК РФ «для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов»
Данная норма закона предполагает оказание юридической помощи только осужденным лицам, отбывающим наказание в МПС. Главное, чтобы в Уставе правозащитной организации было указано «оказание юридической помощи заключенным» или «защита прав заключенных».
Впервые эту норму закона в суде отстоял правозащитник-диссидент Владимир Андреевич Шаклеин, который в 2009 году выиграл в Екатеринбурге суд по его не допуску в колонию в качестве представителя правозащитной организации для оказания юридической помощи заключенным
С тех пор мы посещаем колонии и тюрьмы, где во время свидания оказываем юридическую помощь осужденным лицам
Таким образом, мы даем возможность осужденному рассказать о произволе или нарушении его прав в данном учреждении
Свидания с осужденным происходят в присутствии сотрудника тюремного учреждения, который по закону обязан следить за проведением свидания Члены ОНК могут общаться с заключенными конфиденциально
Данная норма закона действует не во всех регионах России, и многие начальники учреждений отказывают нам в свидании с осужденным по разным надуманным основаниям.
Мы идем в суды и там выигрываем
Практику оказания юридической помощи осужденным представителями правозащитных организаций мы планируем распространять во всех тюремных учреждениях России, в том числе, и с помощью судебных решений
Вся рассмотренная система контроля за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в принципе способна обеспечить соблюдение законности и охрану прав, свобод и законных интересов людей, находящихся в МПС и их защищенность. Правовая база для этого создана, и дело теперь за практической реализацией и ресурсным обеспечением данной сферы деятельности ВОПРОСЫ? Наталья Лютая – ОНК Калининградской области Алексей Соколов - Руководитель правозащитной организации НП «ПРАВОВАЯ ОСНОВА» г. Екатеринбург Россия