Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко - культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Россия пережила три революции : 1905 года ; - Февральскую и Октябрьскую 1917 г., Русско - японскую войну гг. Первую мировую войну гг., Гражданскую войну
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. - Противоборство трех сил : защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки : « сверху », законными средствами, « снизу »- путем революции.
Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, Определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей ( ) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.
В 20- е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы : И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев и др. Воздействие цензуры на литературу : 1926 год - конфискован журнал « Новый мир » с « Повестью непогашенной луны » Б. Пильняка. В 30- е годы писателя расстреляют. И. А. Бунин
С начала 30- х годов начался процесс физического уничтожения писателей : были расстреляны или погибли в лагерях Н. Клюев, И. Бабель, О. Мандельштам и многие другие. Появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М. Горький.
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. ( отражение реальности, жизненной правды ) А. П. Чехов
Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название " поэтического ренессанса " или " серебряного века ".
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм, которые составили основу модернизма как литературного направления Направления в литературе реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм
Март 1894 г.- вышел в свет сборник с названием " Русские символисты ". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.
Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережковского " О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы ". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на " новые течения ".
Символ многозначен : он содержит безграничное множество смыслов. " Символ - окно в бесконечность ", - сказал Федор Сологуб.
По мнению Соловьева, для символизма характерны : поэтика намека и иносказания ; эстетизация смерти как бытийного начала ; знаковое наполнение обыденных слов ; аналогия мига, мимолетности, в которых отражается Вечность ; К этому следует добавить и указание на следующие качества : стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты ; отношение к слову как многосмысленному посланию ; глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности ; изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Лекция « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы » (1892) Сборник « Русские символисты » (1894) « Создания искусства – приотворённые двери в вечность ». Мережковский Д. С Брюсов В. Я
А. А. Блок Андрей Белый Иванов В. И
Литературное течение акмеизма возникло в начале х годов. ( от греч. acme - высшая степень чего - либо, расцвет, вершина, острие ). Из широкого круга участников " Цеха « выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич В. Нарбут
Акмеисты провозгласили своими принципами : освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, " радостного любования бытием "; стремление придать слову определенное точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование " прекрасной ясности "; обращение к человеку к " подлинности его чувств "; поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно - биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Ахматова А. А Гумилёв Н. С Мандельштам О. Э
Футуризм ( от лат. futurum - будущее ). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник " Садок Судей " ( его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский ). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов « Гилеи ».
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверх искусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов - спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть " законы времени ".
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия : " Чукурюк " - для картины ; " Дохлая луна " - для сборника произведений ; " Идите к черту !" - для литературного манифеста.
Маяковский В. В Бурлюк Д. Д Игорь Северянин