Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая характеристика. Россия пережила три революции: года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японская война гг. -Первая мировая.
Advertisements

Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Литература России на рубеже веков Основные литературные направления, течения.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Русская литература XX века: общая характеристика Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения,
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Выполнила Ученик 6А класса Курносов Кирилл. Содержание: Литературные направления Литературные направления Литературные направления Литературные направления.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация. XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. Александр Блок.
Дидактический материал к уроку литературы Тест по поэзии Серебряного века для 11 класса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Морозова.
«Серебряный век» русской литературы Составила: Темырова Эльеста Васильевна, Ученица 11 класса МОУ «Большегондырская СОШ»
Литература России на рубеже веков Основные литературные направления, течения.
Презентацию подготовила Смирнова О.А. МОУ Лесная СОШ Литературные направления начала XX века.
Работа Ученицы 9 класса «А» Евлаховой Елены Март 2012г. АКМЕИЗМ.
Россия рубежа XIX – XX веков Учитель русского языка и литературы МОУ Новосельцевская СОШ Андреева Г. А.
Транксрипт:

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко - культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Россия пережила три революции : 1905 года ; - Февральскую и Октябрьскую 1917 г., Русско - японскую войну гг. Первую мировую войну гг., Гражданскую войну

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. - Противоборство трех сил : защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки : « сверху », законными средствами, « снизу »- путем революции.

Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, Определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей ( ) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

В 20- е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы : И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев и др. Воздействие цензуры на литературу : 1926 год - конфискован журнал « Новый мир » с « Повестью непогашенной луны » Б. Пильняка. В 30- е годы писателя расстреляют. И. А. Бунин

С начала 30- х годов начался процесс физического уничтожения писателей : были расстреляны или погибли в лагерях Н. Клюев, И. Бабель, О. Мандельштам и многие другие. Появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М. Горький.

В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. ( отражение реальности, жизненной правды ) А. П. Чехов

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название " поэтического ренессанса " или " серебряного века ".

В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм, которые составили основу модернизма как литературного направления Направления в литературе реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм

Март 1894 г.- вышел в свет сборник с названием " Русские символисты ". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.

Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережковского " О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы ". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на " новые течения ".

Символ многозначен : он содержит безграничное множество смыслов. " Символ - окно в бесконечность ", - сказал Федор Сологуб.

По мнению Соловьева, для символизма характерны : поэтика намека и иносказания ; эстетизация смерти как бытийного начала ; знаковое наполнение обыденных слов ; аналогия мига, мимолетности, в которых отражается Вечность ; К этому следует добавить и указание на следующие качества : стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты ; отношение к слову как многосмысленному посланию ; глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности ; изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

Лекция « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы » (1892) Сборник « Русские символисты » (1894) « Создания искусства – приотворённые двери в вечность ». Мережковский Д. С Брюсов В. Я

А. А. Блок Андрей Белый Иванов В. И

Литературное течение акмеизма возникло в начале х годов. ( от греч. acme - высшая степень чего - либо, расцвет, вершина, острие ). Из широкого круга участников " Цеха « выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич В. Нарбут

Акмеисты провозгласили своими принципами : освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, " радостного любования бытием "; стремление придать слову определенное точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование " прекрасной ясности "; обращение к человеку к " подлинности его чувств "; поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно - биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

Ахматова А. А Гумилёв Н. С Мандельштам О. Э

Футуризм ( от лат. futurum - будущее ). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник " Садок Судей " ( его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский ). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов « Гилеи ».

В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверх искусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов - спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть " законы времени ".

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия : " Чукурюк " - для картины ; " Дохлая луна " - для сборника произведений ; " Идите к черту !" - для литературного манифеста.

Маяковский В. В Бурлюк Д. Д Игорь Северянин