От развития движений к развитию интеллекта
Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях органы чувств включаются в работу только тогда, когда на них оказывают соответствующее воздействие (То, что не работает, атрофируется. Это закон); в разные периоды жизни некоторые функции оказываются более чувствительны (сензитивны) к внешним условиям; источник развития – информация, которую ребенок получает из внешнего мира, ее недостаток – главная причина отставания психического развития у детей; в первый год жизни основной способ освоения ребенком окружающего мира - действия (в том числе рефлекторные).
Полноценное развитие ребенка зависит от его способности управлять своим телом. Главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца - движение. Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой, поэтому движение играет столь важную роль в развитии интеллекта. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка: были зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети от 7 до 17 лет, более развитые в физическом отношении, получают более высокие баллы по тестам интеллекта, а дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности Движение – это практически единственная деятельность, которая одновременно заставляет работать и левое, и правое полушарие головного мозга.
Влияние физического развития на развитие головного мозга Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей, в том числе моторной активности ребенка.
Влияние физического развития на развитие головного мозга Значительная часть коры головного мозга ответственна за генерацию движений и анализ сенсорных сигналов
Пример влияния физического развития на развитие головного мозга - мелкая моторика Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. В раннем детстве мелкая моторика – мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей (т.е. способностей связанных с восприятием окружающего мира).
Любой навык, любое умение изначально формируется в плане движений. Большая часть необходимых для письма навыков формируются именно в движении: -Ориентация в пространстве (сначала ребенок должен научиться ориентироваться в собственном теле, затем в пространстве и только потом на листе) -Координация глаз-руки (развивается, например, в игре с мячом, но без нее не возможно списывание с доски) -Кистевая ловкость (также развивается в основном в играх с мячом) -Внимание, в том числе произвольное, очень легко можно развить в подвижных играх
Потребность в движении присуща ребенку с рождения. - Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. - Подавление потребности в движении у человека сказывается отрицательно как на его физическом здоровье, так и на психическом, вплоть до проявлений личности (таких как смелость, активность, уверенность, целеустремленность). Повышение уровня двигательной активности влечет за собой развитие множества интеллектуальных функций. В процессе физического воспитания происходит коррекция психического состояния у учащихся (и эмоциональной, и интеллектуальной сферы)
Своевременное образование двигательных навыков, достаточная двигательная активность очень важны для правильного физического развития ребенка. Движения благотворно влияют на то, как идут в организме физиологические процессы, способствуют укреплению мышечной системы, опорного аппарата, повышают тонус коры головного мозга, а значит являются основой психического здоровья ребенка