Организационная культура – фактор успеха организации
П. Б. Вейл «Система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию». К. Голд «Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, то, что отличает ее от всех других в отрасли». Эдгар Шейн «Комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научится справляться с проблемами внешней адаптации внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правил К. М. Ушаков «Организационная культура – набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем, сознательно и бессознательно разделяемых большинством членов организации».
«Культура организации – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией ее развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей данной организации, разделяемых большинством работников» (Энциклопедический словарь)
ПОВЕРХНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ: символы, ритуалы, эмблемы, герои, язык, нормы и правила ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ: ценности и верования ГЛУБИННЫЙ УРОВЕНЬ: Философия организации Модель организационной культуры
Типы организационных культур (по С. Ханди) Ролевая культура (иерархическая) Культура ордена (культура власти) Командная (творческая) Культура индивидуальности (личности)
Технология создания продуктивной организационной культуры по Курту Левину «Размораживание» «Перевод в жидкое состояние» «Замораживание»
Критерии и показатели сформированности продуктивной оргкультуры Критерии сформированности оргкультуры Показатели сформированности оргкультуры 1 1. Принятая система демократического управления Конструктивное командное управление, поощрение проявления творческой инициативы, развитие самодисциплины, позволяющей эффективно использовать время и ресурсы Личностно-ориентированная, продуктивная система коммуникации Признание самоценности личности, гуманистические взаимоотношения (осознать себя личностью и видеть личность в других), конструктивное общение Комфортное самочувствие сотрудников в организации Создание условий для самовыражения, самореализации, социальной адаптации Конструктивность механизмов разрешения конфликтов Теплая дружелюбная атмосфера, безопасная для каждого индивида, гибкость в отношениях при решении проблем, эмоциональная устойчивость, стимулирование продуктивного поведения, формирование толерантности как качества личности (выдержка, самообладание, самоконтроль) Разработка и принятие корпоративной символики Формирование положительного образа учреждения в социуме, выражение собственной индивидуальности, доверие, узнаваемость, гордость за свое учреждение, желание и умение работать в команде.
Составляющие личного имиджа педагога: «Пока здоровье служит, человек не тужит» «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным» «Руки не крюки, да язык, что кляп» «Ворчаньем наскучишь, примером научишь» «Век живи, век учись!»
Организационная культура – фактор успеха организации