Тема: «Лидерство в менеджменте»
1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План
Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усиления на достижение целей организации 1. Понятие лидерства
Показателем эффективности лидера служит степень его влияния на других людей
В менеджменте руководитель организации – лидер, эффективно управляющий своими подчиненными
В основе руководства и лидерства лежит влияние и власть Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения другого индивида Власть – это возможность влияния на поведение других
2. Основные формы власти (инструменты власти) 5 основных форм власти 1. Власть, основанная на принуждении 2. Власть, основанная на вознаграждении 3. Экспертная власть 4. Эталонная власть (пример) 5. Законная власть
.. Основные формы власти являются инструментами и средствами, которые могут использоваться неформальным лидером
2 формы побуждения 1. Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Основано на власти примера и власти эксперта 2. Участие – умение руководителя сформулировать цель с участием исполнителя, для исполнения этой цели исполнителем с вдохновением 3. Формы побуждения
Стиль руководства – это совокупность характерных методов, приемов, действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления 4. Стили руководства
Факторы, влияющие на стиль управления: Человеческие и деловые качества 1. Знания 2. Энергичность 3. Здравый смысл 4. Уверенность в себе 5. Способность к инновациям 6. Привычки
Факторы, определяющие стиль руководства: Объективные Субъективные Формирование стилей руководства
Объективные факторы, независящие от менеджера Стиль руководства вышестоящего менеджера Возрастные Общеобразовательные Социально-психологические характеристики коллектива Здоровье менеджера Особенности решаемых задач
Субъективные факторы – это факторы зависящие от личности менеджера 1. Знание 2. Навыки управленческой деятельности 3. Манеры поведения
С 1930 года - начало научного подхода к изучению стилей управления Известны 3 основных подхода 1. С позиций личных качеств 2. Поведенческий 3. Ситуационный
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей управления в зависимости от манеры поведения по отношению к подчиненным
Ситуационный подход соответствует : 1. Ситуационным факторам 2. Потребностям 3. Личным качествам подчиненных 4. Характеру задания 5. Требованиям к воздействию внутренней среды
Классификация стилей руководства на основе поведенческого подхода Автократичный Демократичный Либеральный (попустительский)
Автократичный стиль управления Особенности: 1. Характеризуется преувеличением роли руководителя 2. Централизацией власти 3. Приверженностью к единоначалию 4. Чрезмерная требовательность к подчиненным 5. Руководство осуществляется методами принуждения
Рабочее место руководителя - автократа
Рабочее место руководителя - демократа Схема 2 Руководитель
Демократический стиль управления Особенности: 1. Партнерские отношения в коллективе 2. Привлечение подчиненных к обсуждению и подготовке решений 3. Взаимное распределение прав и обязанностей 4. Развитие самостоятельности и инициативы 5. Расширение взаимного контроля
Либеральный тип управления (попустительский) Особенности: 1. Невмешательство в работу подчиненных 2. Отсутствие требовательности 3. Отсутствие ответственности за не выполнение поставленных задач 4. Пускает работу на самотек 5. Безответственен сам
Научные исследования в области управления в Германии (в течении 3-х лет) 123 К-во лет 1-авторитарный 2-демократический 3-либеральный Зависимость между результатами труда и стилем руководства 80% 90% 100%
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!