Метод психологической помощи оптантам в выборе профессии, планирование профессионального маршрута в соответствии с особенностями и индивидуальными возможностями личности.
Подбор адекватных способов решения профориентационной проблемы оптанта (выявление запроса, диагностика, обсуждение вариантов дальнейшего профориентационного маршрута). Способствование выработке оптантом личностного профессионального плана и его реализации.
Оказание психологической помощи в решении заявленной проблемы оптанта. Оценка уровня психологического здоровья оптанта. Выработка позитивной мотивации в выстраивании профориентационного маршрута. Информирование оптанта о его особенностях, склонностях и возможностях. Выявление направлений развития личности, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения оптанта. Мобилизация скрытых психологических ресурсов оптанта, обеспечивающих самостоятельное решение профориентационной проблемы.
Информационная ДиагностическаяПрогностическая Сообщается информация о конкретных специальностях и профессиях (с учетом запроса оптанта). проводится определение профессиональных предпочтений, склонностей возможностей оптанта. Определение предрасположенности к выполнению вида профессиональной деятельности. Построение образовательного и профориентационного маршрута оптанта на основе его индивидуальных особенностей, общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей. Доводятся сведения справочного характера о рекомендуемых профессиональных учебных заведениях. Определение психологических особенностей личности с учетом выявленных медицинских показаний. Учет потребностей и специфики рынка труда, возможностей трудоустройства и профессионального роста.
Трудности выстраивания профессиональных планов и образовательных маршрутов. Недостаточная сформированность уровня профессионального самоопределения оптанта. Отсутствие профориентационной мотивации. Неосведомленность об индивидуальных личностных особенностях оптанта. Проблемы возрастного кризиса. Разрешение конфликтных ситуаций (детско-родительских, межличностных и внутриличностных).
Профбеседа Профдиагностика Активизирующие Коррекционно- развивающие Анкетирование Игры, упражнения
Оптант 1. Анализ данных оптанта 2. Выработка стратегии проведения консультации 3. Подбор диагностического инструментария 4. Анализ и синтез справочно- информационного материала 5. Оформление документации
1. Анализ личностных данных оптанта: - выявление интересов,склонностей и профессиональных предпочтений; - выявления уровня знаний о мире профессий и конкретизация «идеального »образа в виде возможных вариантов профессии. 2. Выработка стратегии проведения консультации: - необходимость проведения одного из диагностических обследований: экспресс, стандартного или углублённого. 3. Подбор диагностического инструментария для данного оптанта, выявляющих: -личностно-мотивационный уровень; -познавательные способности; -нейропсихологические свойства личности. 4. Анализ и синтез справочно-информационного материала,разработка образовательного, профориентационного маршрута оптанта: -сопоставление выявленных особенностей личности с требованиями профессии; -анализ психологического портрета профессии; - уточнение выбора профессии, разработка и реализация образовательного, профориентационного маршрута оптанта. 5. Документальное оформление профконсультирования: - документация для служебного пользования; - рекомендации для оптанта ( выводы и рекомендации).
Выбор неадекватных диагностических методов. Принятие неправильных диагностических решений. Некорректное сообщение психодиагностических результатов. Преждевременное изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом. Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки. Некорректный язык описания личности при сообщении результатов тестирования.