Педагогический совет Адаптация учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в соответствии с ФГОС 17 ноября 2014
нет учителя, который всегда был бы рядом и мог «подстелить соломинку» (учителей много, но они больше заинтересованы в успеваемости и безупречном поведении); заинтересованность учёбой своего ребёнка и гиперопека родителей - очень часто сводятся к нулю, (ребёнок вырос - пусть сам решает свои проблемы); психологическая служба очень часто в среднем звене берёт себе тайм-аут. не говоря уже о том, что программы и требования разных учителей, их стиль педагогического общения очень разные и не всегда направлены на облегчение жизни ребёнку. Проблемы в период адаптации
Заместитель директора Получает информацию Анализирует информацию Корректирует действия Заместитель директора Получает информацию Анализирует информацию Корректирует действия Психолог Психологические наблюдения Консультирование педагогов и родителей Корректировка действий учащихся, родителей, педагогов Психолог Психологические наблюдения Консультирование педагогов и родителей Корректировка действий учащихся, родителей, педагогов Классный руководитель Получает информацию от участников образовательного процесса и сообщает ее для анализа Классный руководитель Получает информацию от участников образовательного процесса и сообщает ее для анализа Учащиеся и родители Получают информацию Консультируются психологом, учителями предметниками Корректируют свои действия Учащиеся и родители Получают информацию Консультируются психологом, учителями предметниками Корректируют свои действия Учителя-предметники Передают информацию классному руководителю, психологу, завучу Получают консультации Корректируют свои действия Учителя-предметники Передают информацию классному руководителю, психологу, завучу Получают консультации Корректируют свои действия Роль участников образовательного процесса в адаптации выпускников начальной школы в среднем звене
План педагогического совета 1. Обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную ступень основного общего образования. Организация учебного процесса в 5 классе. (Чернова Н.В., заместитель директора) 2. Характеристика выпускников начальной школы. Качество знаний учащихся 5-х классов (сравнение успеваемости в 4-м, 5-м классах). (Поповцева И.Ю., заместитель директора) 3. Социальный паспорт 5-х классов. (Силина О.А., социальный педагог) 4. Здоровье пятиклассников. (Герасимова Е.Ю.) 5. Портрет класса. Характеристика 5 класса. Короткая информация о результатах работы в первой четверти. (Учителя начальной школы, кл. руководители 5 А, 5 Б, 5 В классов, учителя-предметники) 6. Организация внеурочной деятельности. (Чернова Н.В., заместитель директора) 7. Результаты мониторинговых исследований в 5-х классах. Перспективы. (Лукьянова Н.С., заместитель директора) 8. Как избежать проблем при переходе на следующую ступень образования? Рекомендации психолога. Результаты диагностик и анкетирования. (Сапрыкина Н.В., педагог-психолог) 9. Принятие решения для успешной работы учителей по адаптации обучающихся 5-х классов.
Кадровый состав 16 (72.7 %) учителей прошли КПК в соответствии с ФГОС
Общешкольное родительское собрание «Особенности организации образовательного процесса в 5-х классах в условиях введения Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
Результаты анкетирования родителей Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
Результаты анкетирования родителей Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?
Результаты анкетирования родителей 1. Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой 2. деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
Качество знаний
Внеурочная деятельность учащихся 5 А класс
Внеурочная деятельность учащихся 5 Б класс
Внеурочная деятельность учащихся 5 В класс
Направлен ие развития личности Название курса КлассыИтого 5 а 5 б 5 человек% 1. Спортивно – оздоровительное Военно-спортивный клуб « Беркут » ,8 « ЗОЖ – это здорово » 12034,4 2. Общекульту рное « Подари мне праздник » ,9 « Мастерица » Общеинтелл актуальное Секреты русского языка » 11357,4 « Тайны чисел » 51357,4 « Английский с удовольствием » ,8 Занимательная химия ,4 Занимательная биология ,4 Математическое проектирование ,9 Маршруты родного края (естествознание, сайтостроение) 10122,9 4.Духвно- нравственно е « Современный бал. Его этикет и традиции » 33068,9 5. Социальное направление Музейные уроки ,3 « Я – исследователь » 12122,9 Сводная таблица занятости учащихся в ВУД
Посещение курсов ВУД 5 а 5 б 5 в 1 занятие занятия занятия занятия занятий 122 Не посещают 221 Посещение курсов ВУД
Рекомендации по работе с детьми, имеющими дезадаптацию. Для учителей предметников - осуществлять индивидуальный подход к таким детям, давать дифференцированные задания. Для классных руководителей – организовать посещение выявленных детей занятий у психолога, а также индивидуальных консультаций с ними. Для родителей – провести родительские собрания по результатам диагностики. Довести до сведения каждого родителя полученные данные. Организовать консультации для желающих родителей. Раздать памятки по адаптации ребёнка в пятом классе.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов 1. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 2. Постоянно поддерживайте контакт с психологом. 3. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива. 4. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка). 5. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей. Решение педсовета
1. Учитывайте трудности адаптационного периода. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями. Рекомендуемый объем домашних заданий в V классе – 2,5 часа; 3. Следите за темпом урока высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 4. На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим). 5. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. 6. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 7. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 8. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Рекомендации учителям-предметникам Решение педсовета
Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий: устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание; составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с «ловушками»); определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности; находить или создавать образцы для проверки работы; сопоставлять работу с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной работы; согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем; оценивать свою работу по этим критериям; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника); давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; отбирать задания для устранения допущенных ошибок; определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия); Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения
10. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 11. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 12. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 13. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 14. Не допускайте педагогического манипулирования. 15. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение. 16. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. 17. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. 18. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д. Рекомендации учителям-предметникам Решение педсовета
Рекомендации родителям учащихся 5-х классов 1. Главное абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме. 2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности. 3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей- предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт. 4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. 5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома. 6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. 7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками. 8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам. 9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью. 10. Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы. 11. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках. Классным руководителям и учителям-предметникам изучать результаты психологической диагностики обучающихся 5 классов для построения эффективной работы с детьми. Учителям-предметникам продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести воспитательную работу в классе. Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся. Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности ( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы Решение педагогического совета
–Источник шаблона: Королева Ирина Борисовна, МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Озёры Московской области, зам. директора по УВР, « Используемые ресурсы: