Региональная научная библиотека: что делать? Опарина Ольга Дмитриевна, директор СОУНБ им. В.Г. Белинского, кандидат педагогических наук О.Д. Опарина, 2014
3 Направления инновационного развития современной библиотеки Библиотека – активный агент в интернет- пространстве, предоставляющий доступ к информационным ресурсам, обеспечивающий информационно-поисковую навигацию и профессиональное консультирование в выборе источников Библиотека – хранитель традиционного культурного наследия, воплощённого в её книжных фондах Библиотека – мультикультурный, просветительский центр, коммуникационная площадка местного сообщества
4 Изменения информационной среды Трансформируемость и доступность, появление новых типов документов –Вики –Мультимедиа –«Жидкие» документы и т.д. Усиление мобильности, интеллектуализации и кластеризации информационного «слоя» социума
5 Социальные вызовы «Встраивание» библиотеки в систему коммуникаций современного информационного общества Включённость библиотеки в систему социальных ценностей для власти и личности
6 Государственное значение региональной научной библиотеки Формирование и хранение документного наследия региона Предоставление комплекса библиотечно- информационных услуг населению Интеграция региональных библиотечно- информационных ресурсов
7 Библиотека в системе личностных ценностей Рассмотрение библиотеки как музейного хранителя памятников до цифровой (и даже цифровой) эпохи, без которых можно обойтись, пользуясь общедоступными интернет-ресурсами и интернет- технологиями Возврат к мифологической образной культуре Дефицит свободного времени и рост информационного потока Выстраивание информационных приоритетов и оптимизация персональной системы социальных коммуникаций
8 Вопросы и утверждения «Зачем нужны библиотеки, когда есть Интернет?» «Библиотека мертва и туда никто не ходит» и т.п. Библиотека должна непрерывно меняться, стремясь обеспечить баланс своих возможностей и информационных потребностей пользователей в условиях социокультурных изменений Ответ
9 Показатели СОУНБ им. В.Г. Белинского Рост пользования электронными ресурсами на 5–7% ежегодно Увеличение посещаемости культурных мероприятий (составляет 25% от общего числа визитов в библиотеку) Количество посещений веб- сайтов библиотеки – 1,7 млн в год Представительство в социальных сетях – 6 официальных страниц
10 Библиотека – центр трансфера знаний и интеллектуальных практик Формирование качественного знаниевого ресурса Обеспечение комфортного доступа к знаниевому ресурсу
11 Комфортность – критичный фактор востребованности библиотеки Нужная информация в нужное потребителю время в нужном месте и нужном формате при минимальных материальных и финансовых затратах Удобная для поиска навигация и справочно- консультационная поддержка Отсутствие возможности комфортного получения информации: –Нежелание преодолевать возникающие барьеры –Отказ от библиотечной услуги
12 Обеспечение комфортности доступа Внутреннее организационно-технологическое развитие «Выход» библиотеки в межотраслевое и мировое информационное пространство Решение различных технологических задач от федеративного поиска до индексирования библиотечных ресурсов поисковыми машинами и адаптации веб-сайта для людей с ограничениями жизнедеятельности
13 Центральная библиотека субъекта Российской Федерации Обладает значительным потенциалом влияния в создании и развитии регионального информационно-библиотечного кластера Выступает инициатором внутри кластерного партнёрства между организациями науки, культуры и образования Лидирует в профессиональном и местном сообществе Активно участвует в формировании и реализации региональной государственной политики в области культуры
14 Повышение глобальной «видимости» библиотеки Участие библиотеки в международных проектах Публикации сотрудников в зарубежных изданиях Создание иноязычных (в первую очередь англоязычной) версий библиотечного веб- сайта
15 Библиотека – центр интеллектуальных практик
16 Региональная научная библиотека: что делать? Оставаться самой собой Быть шлюзом к социально-значимой информации и центром информационной культуры региона, не превращаясь в музей, архив или досуговый центр Находить «точки» совместных интересов с организациями самых разных сфер деятельности Формировать качественный знаниевый ресурс и комфортный доступ к нему Создавать дружественную социокоммуникационную среду интеллектуального общения
17 Вопрос Как делать?
18 Контактные данные Опарина Ольга Дмитриевна, директор Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, кандидат педагогических наук Телефон: Электронная почта: