. МБУ детский сад 64 «Журавлёнок» Тема: «Алгоритм Деятельности воспитателя в моделировании ИОП для детей с ОНР в ДОУ» Воспитатель 1 категории Плесовских Н. В.
Проблема Анализ реальной ситуации показал, что в настоящее время в дошкольных учреждениях встречается большое количество детей с особыми образовательными потребностями, которые не способны в полной мере осваивать общую образовательную программу. В связи с этим возникает необходимость разработки индивидуальной образовательной программы, ориентированной на создание системы комплексной помощи, основанной на коррекции недостатков в развитии ребёнка, его социальной адаптации. Но для этого воспитатель должен владеть необходимыми умениями в составлении индивидуальной образовательной программы, соответствующей реальному уровню развития ребёнка. Анализ реальной ситуации показал, что в настоящее время в дошкольных учреждениях встречается большое количество детей с особыми образовательными потребностями, которые не способны в полной мере осваивать общую образовательную программу. В связи с этим возникает необходимость разработки индивидуальной образовательной программы, ориентированной на создание системы комплексной помощи, основанной на коррекции недостатков в развитии ребёнка, его социальной адаптации. Но для этого воспитатель должен владеть необходимыми умениями в составлении индивидуальной образовательной программы, соответствующей реальному уровню развития ребёнка.
Актуальность Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», принятие Федерального государственного образовательного стандарта и соответствующие Концепции дошкольного воспитания диктуют необходимость разработки индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», принятие Федерального государственного образовательного стандарта и соответствующие Концепции дошкольного воспитания диктуют необходимость разработки индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель проекта: Цель проекта: разработать алгоритм моделирования и реализации воспитателем индивидуальной образовательной программы для детей с общим недоразвитием речи.
Задачи: 1. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность воспитателя. 2. Изучить психолого-педагогическую литературу. 3. Изучить опыт коллег по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы. 4. Разработать технологические диагностики выявления особых образовательных потребностей у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Этапы Мероприятия Механизмы Ожидаемые Результаты Для специалистов Для родителей Для детей I. Информационн о – аналитический Задачи: -изучить нормативно- правовые документы -изучить психолого- педагогическую литературу -изучить опыт коллег по разработке и реализации ИОП 1. Педагогически е и психолого – просветительские: - систематизация и анализ педагогической и психолого – методической литературы и интернет ресурсов. -изучение и анализ опыта коллег 2. Педагогически е и психолого – диагностические. 1. Консультация воспитателя с психологом по коррекции недостатков 2. Просмотр и анализ психолого – методической литературы и интернет ресурсов 3. Знакомство и анализ опыта коллег 4. Разработка (отбор) диагностического инструментария 5. Оформленине психолого- педагогической характеристики 1. Педагогически е беседы по профессиональному самоопределению. 2. Индивидуальн ые педагогические консультирования 2. Анкетирование родителей (на начало года) 2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей в рамках общеобразовательной программы 1. Повысилась компетентность в вопросах разработки и реализации (моделирования) ИОП 2. Выявлены образовательные потребности детей с ОВЗ
Этапы Мероприятия Механизмы Ожидаемые Результаты Для специалистов II. Конструктивно- практический Задачи: - обогащение предметно – развивающей среды. -создание методической документации. - организация партнёрских отношений между воспитателем и специалистами ПМПК. 1. Разработать модель взаимодействия педагогов, семьи в вопросах моделирования и реализации ИОП 2. Сформулировать задачи коррекционно- развивающей (образовательной) деятельности воспитателя 3. Определить направления и этапы работы в рамках тех задач, которые нужно решить.. 1. Разработка тематического планирования. 2. Разработать план мероприятий для устранения пробелов в развитии детей 3. Разработать план индивидуальной работы с родителями и детьми 4. Разработать конспекты по основным направлениям коррекционно-развивающей работы (по образовательным областям) 5. Подобрать тематический дидактический материал по программе и создать картотеку. 6. Подобрать художественную, периодическую литературу и наглядные пособия соответственно плану 1. Разработано тематическое планирование. 2. Установлен план мероприятий для устранения пробелов в развитии детей 3. Разработан план индивидуальной работы с детьми и родителями 4. Разработаны конспекты по основным направлениям коррекционно-развивающей работы (по образовательным областям)
Этапы Мероприятия Механизмы Ожидаемые Результаты Для специалистов Для родителей Для детей III. Оценочно – результативный Задача: - Выявление степени удовлетворённости участников. - Выявление уровня сформированности у воспитателя дополнительных компетенций 1. Оценка психолого- - педагогической эффективности деятельности коллектива специалистов 2. Анализ продуктов деятельности 1. Выставка различных программ, планов, конспектов, диагностического инструментария, наглядных пособий, картотек, дидактического материала с использованием ИКТ. 2. Обсуждение со специалистами полученных результатов 3. Последующие разработки воспитателем индивидуальной образовательной программы 1. Анкетирование родителей (на конец года) 1. Сформировалась компетентность в вопросах проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы.
ВЫВОД: В процессе реализации проекта удалось разработать алгоритм моделирования индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР. Разработка и реализация ИОП влияет на качественное изменение содержания и структуры профессиональной деятельности воспитателя. В процессе реализации проекта удалось разработать алгоритм моделирования индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР. Разработка и реализация ИОП влияет на качественное изменение содержания и структуры профессиональной деятельности воспитателя.
Литература: Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М., 2008.