Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Формирование лексико-грамматических категорий – наращивание словарного запаса, словообразование, словоизменение. Коррекционно- оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук. Формировани е зрительно- пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
Разделы деятельности учителя - логопеда Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Работа по самообразованию
Использование ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса 1) с учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно - логопедическая работа, логопедическое просвещение) - 60% от общего использования ИКТ в работе; 2) с педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) 20%; 3) с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) 20%
Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером Широкие мультимедийные возможности Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка Интерактивность компьютерных программ Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет Возможность опосредованного консультирования и просвещения Точность и быстрота обработки диагностического материала Наличие компьютерных развивающих тренажеров Высокое качество и наглядность стимулирующего материала
Использование ИКТ в работе с детьми С использованием компьютерных программ Проведение коррекционно–развивающих занятий С использованием интерактивной доски
Основные преимущества использования ИД 1 Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей 2 Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности 3 Совершенство- вание навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки
Использование инструментов программного обеспечения Выделение цветом Записи на экране Drag & drop Аудио- и видео- вложения Прожектор
Компьютерные ресурсы, используемые в работе школьного логопеда Готовый продукт: Компьютерные логопедические тренажеры; компьютерные тесты; приключенческие квесты и обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы ; самостоятельно- разработанный инструментарий: составленные с помощью программы Microsoft Power игры и программы- презентации Point; веб-страницы и веб-сайты ; подборки компьютерных тестов, набор текстов; цифровые видеоролики и др.
Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. М_м_ купил_ в м_г_зине в_ту. Около дом_ стоит _автомобиль. Соб…к_ сидит около будки. В з_боре был_ огромен_я дыр_.
Синий – голубой Фиолетовый –сиреневый Чёрный – серый Жёлтый – лимонный Красный – бордовый Розовый - малиновый Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими порциями существует настройка анимации.
Давай прогуляемся с тобой по лесу и послушаем разные звуки. При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.
Цели и задачи; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четко произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понимание пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописно шрифта пособие «Уля в лесу», карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста», карточки разных цветов; альбомы. Разработки логопедических занятий можно выполнить в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрировать на экране с помощью проектора. Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие.Колодец.; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы. Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О
Развитие артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»
Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. Лодка Лодочка плывет по речке,, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро Развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»
С С С Автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»
Груша Шшиповник Вишня Крыжовник Инжир Ежевика Гру.а, крым.овник,.шиповник, ин.ир, ви.ня, е.евика Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи
БЕЛКА Развитие связной речи и познавательных способностей («Четвёртый лишний», «Загадки», «Сериация»)У
ЛОШАДЬ ОСЕЛ КОРОВА ? ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).
При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А.)..
Использование компьютерных программ
Супердетки. Весёлый диктант
Компьютерные игры помогают развитию не только интеллекта детей, но и моторики, точнее моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как «право», «лево». Используя в своей работе компьютерные игры, мы смогли, легко и быстро, справится с этой проблемой, так как ребенку необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так совершенно естественно развивается необходимая зрительно моторная координация.
Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память.
Сайт «Логозаврия»
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе
Академия младшего школьника
Интернет-сайты с логопедическими играми www. nachalka.com
Условия для сбережения здоровья ребенка использование новых моделей компьютера проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд и смена деятельности во время занятия включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально и фронтально, в зависимости от возраста детей, особенностей их нервной системы) Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2,5 метра
Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.
Использование ИКТ в работе с родителями Индивидуальные консультации Индивидуальные консультации Семинары – практикумы Семинары – практикумы Родительские собрания Родительские собрания
Использование ИКТ для самообразования учителя-логопеда как средство выполнения расчётов для хранения информации для реализации творческих проектов для повышения профессионального мастерства для повышения профессионального мастерства
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей Компьютер на занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников Экономия времени педагогов при составлении планов и отчетов Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме тесный контакт в цепи педагог– ребенок–родитель повышение качества демонстрационных материалов- иллюстраций, возможности показа видеофрагментов расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки
Использование ИКТ в логопедической работе «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать!» Иоганн Вольфганг Гёте