« Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально- педагогическая проблема ». ПРОЕКТ
« Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом они начинают прорастать… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом». В. Солоухин «Камешки на ладони»
Актуальность В настоящее время в нашей школе-интернате поведение подростков, отклоняющееся от нормы не редкость. В поведении таких детей довольно часто отмечаются грубость, нарушения дисциплины, пропуски учебных занятий, бродяжничество, курение. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная самооценка личности, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях.
Цель Выявить причины девиантного поведения подростков и способы решения данной проблемы для реабилитации и социальной адаптации в условиях открытого образовательного пространства
План реализации 1. Предпроектный (сентябрь 2013-декабрь 2013) Изучалась и анализировалась литература по теме «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения подростков как социально- педагогическая проблема», определялась цель, объект, предмет, гипотеза, конкретизировались задачи проекта. Диагностика 2. Этап реализации проекта (январь 2014 – март 2015) Обучающиеся с девиантным поведением вовлекались в разнообразную общественно- полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:
План реализации 3. Рефлексивный этап (февраль 2015 – сентябрь 2015) 4. Послепроектный (сентябрь 2015 –ноябрь 2015) Проводилось теоретическое обобщение результатов, соотношение результатов с поставленной целью, анализ и уточнение выводов, выработка методических рекомендаций, оформление и описание результатов.
Ресурсы Кадровый: директор, классный руководитель, педагоги, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, врач психоневролог, юрист. Временной: 2 года
Мероприятия Установление взаимосвязи с семьей (кл.рук, соц педагог) Выявить социум семьи (кл. рук. соц. пед) Привлечение к работе с семьей соц. служб, ПДН Просвещение родителей на темы «Профилактика подросткового суицида». «Нравственные ценности семьи». «Дети и алкоголь». «Влияние родительского стиля воспитания на формирование личности». «Отношение детей и подростков к наркотикам». «Построение эффективного коммуникативного взаимодействия с родителями трудного ребенка». «Профилактика суицидов, бродяжничества, насилия».
Виды (направления) работ по индивидуальному сопровождению обучающихся, воспитанников с девиантным поведением: профилактика; диагностика консультирование коррекционная работа ; развитие правовой компетентности обучающихся,
Дополнительное образование. Ярмарка кружков. Привлечение в спортивные секции, бассейн. Взаимодействие с культурно- воспитательными учреждениями на микрорайоне (музеи, библиотеки, подростковый клуб, национальный клуб «СЭНКЕ»
Формирование у подростков положительной учебной мотивации. Выявить причины нежелания учиться Беседы, тесты (Кл. рук-ли, узкие специалисты) Оказание индивидуальной помощи Вовлечение во внеклассную работу по учебным предметам Создание ситуаций успеха Выбор оптимального темпа обучения, объема учебной нагрузки
Нравственно воспитание «Я и другие» (с ориентацией на развитие коммуникативных навыков, способов социальной адаптации в социальных группах). (Педагог, воспитатель) Коррекционные занятия Классные часы, экскурсии, часы развития Совместная творческая коллективная деятельность взрослых и детей
Результат Значительно повысилась посещаемость уроков учащимися группы риска Снизился уровень правонарушений среди обучающихся Обеспечили занятость подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении. Снизилась социальная напряженность в семьях обучающихся. Повышение культурного уровня подростков
Продукт Повысилась успеваемость и интерес к учебе Разработаны планы-конспекты мероприятий Разработана программы по профилактике девиантного поведения «Я и другие» Подобран диагностический инструментарий Активизировалась работа с семьёй
Критерии эффективности Данный проект является эффективным способом предупреждения склонности к девиантному поведению подростков, способствует формированию позитивных жизненных установок, духовно- нравственных ценностей, подразумевает широкое взаимодействие родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков, юристов.
Проект разработали педагоги: Шишканова С. Е., Головатая Т. А., Добрынина Л. А., Мальцева О. Н., Девяшина Л. В., Василенко Е. В., Перфильева Ю. Ю., Филиппишена Т. В.