Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» МБОУ «Центр диагностики и консультирования» Феномен школьного насилия Миллер Ю.А., директор, педагог-психолог МБОУ «ЦДК Локус» Феномен школьного насилия Миллер Ю.А., директор, педагог-психолог МБОУ «ЦДК Локус»
Физическое насилие Применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. ( избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники и т.д.) Применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. ( избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники и т.д.)
Жертвы школьного насилия -Физические недостатки, -Особенности поведения, -Особенности внешности, -Страх перед школой, -Отсутствие опыта в жизни коллектива, -Болезни, -Низкий интеллект и трудности в обучении -Физические недостатки, -Особенности поведения, -Особенности внешности, -Страх перед школой, -Отсутствие опыта в жизни коллектива, -Болезни, -Низкий интеллект и трудности в обучении
Формы школьного насилия Авторитарный стиль общения с учеником Непосильное требование непосильных программ, направленных в основном на развитие Авторитарный стиль общения с учеником Непосильное требование непосильных программ, направленных в основном на развитие
Традиции школьной среды Общий психоэмоциональный фон учреждения, «политическая» система учреждения образования Особенности отношения педагогов к ученикам Система взаимоотношений внутри классного коллектива Наличие общепризнанных социальных ролей Традиции в социуме, пропагандируемые СМИ Общий психоэмоциональный фон учреждения, «политическая» система учреждения образования Особенности отношения педагогов к ученикам Система взаимоотношений внутри классного коллектива Наличие общепризнанных социальных ролей Традиции в социуме, пропагандируемые СМИ
Причины Особенности личности учителя Нелюбовь к детям, своей работе, Неудовлетворенность своей работой, Низкий уровень социальных навыков, Проблемы со здоровьем, Незнание других способов работы с непослушными детьми Решение трудных (конфликтных) ситуаций Особенности личности учителя Нелюбовь к детям, своей работе, Неудовлетворенность своей работой, Низкий уровень социальных навыков, Проблемы со здоровьем, Незнание других способов работы с непослушными детьми Решение трудных (конфликтных) ситуаций
Формы психологического насилия (со стороны учителя) Крики Оскорбления Несправедливые обвинения Издевки Запугивания Невнимание к нуждам Демонстрация чего- либо Крики Оскорбления Несправедливые обвинения Издевки Запугивания Невнимание к нуждам Демонстрация чего- либо
Формы психологического насилия (со стороны учителя) Подавление педагогом инициативы учеников, Наказание за неправильный ответ Некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида, манер ребенка, Прерывание речи учащихся Насильственное требование к учащимся Давать ответы на поставленные вопросы, Привилегированное отношение к заискивающим учащимся, Унизительные оскорбления, Интонация, тон Подавление педагогом инициативы учеников, Наказание за неправильный ответ Некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида, манер ребенка, Прерывание речи учащихся Насильственное требование к учащимся Давать ответы на поставленные вопросы, Привилегированное отношение к заискивающим учащимся, Унизительные оскорбления, Интонация, тон
Образ учителя у современных учеников Исследования носит субъективный характер Приняло участие более 500 детей из 7 ОУ города (3 класс, 7-8 классы, классы) Исследования носит субъективный характер Приняло участие более 500 детей из 7 ОУ города (3 класс, 7-8 классы, классы)
Учащиеся начальной школы Образ учителя привлекательный Объективный Не вызывает тревоги, страхов (в большинстве случаев) Добрый, отзывчивый, слышащий Коммуникабельный С женским началом и чувством юмора Образ учителя привлекательный Объективный Не вызывает тревоги, страхов (в большинстве случаев) Добрый, отзывчивый, слышащий Коммуникабельный С женским началом и чувством юмора
Учащиеся 7-8 классов
Учащиеся классов Желтый – доброта Красный – открытость Зеленый- профессионализм Оранжевый- порядочность Розовый- честность Черный- грубость Серый- равнодушие Коричневый- наличие любимчиков Фиолетовый- безграмотность Синий- лицемерие Желтый – доброта Красный – открытость Зеленый- профессионализм Оранжевый- порядочность Розовый- честность Черный- грубость Серый- равнодушие Коричневый- наличие любимчиков Фиолетовый- безграмотность Синий- лицемерие
Профилактика насилия в школе Работа с педагогами по обучению ненасильственных способов коммуникации, по развитию доброго отношения к ребенку.