Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Адаптированная программа дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта Йошкар-Ола, 2014 год Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Адаптированная программа обучения детей с нарушениями интеллекта Йошкар-Ола, 2014 год
4 дошкольные группы (возраст воспитанников от 4 до 10 лет) 3 группы частично-обучаемые (возраст воспитанников от 10 до 14 лет)
«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.А., Соколова Н.Д.
максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка с нарушениями интеллекта, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта. Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
сохранение и укрепление здоровья воспитанников; организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса; способствовать дальнейшей социализации ребенка, повышать самостоятельность и автономность ребёнка и его семьи, способствовать становлению нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, воспитанию у него положительных качеств; формирование способов усвоения ребенком с нарушениями интеллекта социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; преодоление и предупреждение у детей с нарушениями интеллекта вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование у детей с нарушениями интеллекта способов ориентировки в окружающей действительности, служащие средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появление психологических новообразований; формирование у детей с нарушениями интеллекта системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для дошкольного возраста. Важной задачей является подготовка детей к обучению в классе, которая ведется с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Программное содержание: I этап (младший дошкольный возраст), II этап (средний дошкольный возраст), III этап (старший дошкольный возраст). Возрастные границы каждого этапа варьируются в зависимости от клинической картины заболевания каждого ребенка.
физическое воспитание; игра; трудовое воспитание; развитие речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире; конструирование; формирование элементарных математических представлений; изобразительная деятельность; музыкальное воспитание.
учитель-дефектолог; учитель-логопед; педагог-психолог.
Воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта предполагает формирование у них навыков самообслуживания, культурно- гигиенических навыков, умения выполнять элементарные трудовые поручения с помощью взрослого.
- «Программа обучения глубоко умственно- отсталых детей. Министерство социального обеспечения РСФСР. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР» (1983) - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы » (2008). Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
обучение детей с нарушениями интеллекта грамоте, элементарному счету с дальнейшей социализацией их в общество.
способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников; организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении учебного процесса; способствовать дальнейшей социализации воспитанников, повышать их самостоятельность и автономность, способствовать становлению нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитанию у них положительных качеств; дальнейшее формирование способов усвоения воспитанниками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; коррекция и дальнейшее развитие основных познавательных процессов детей с нарушениями интеллекта; дальнейшее формирование у детей с нарушениями интеллекта способов ориентировки в окружающей действительности, служащие средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появление психологических новообразований; дальнейшее формирование у детей с нарушениями интеллекта системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности.
обучение в подготовительном классе; обучение в 1 классе; обучение во 2 классе; обучение в 3 классе; обучение в 4 классе.
письмо, чтение, счет, развитие речи, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура, трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка.
В 2014/2015 учебном году функционируют 5 классов: 1 класс (первый год обучения); 2 класс (третий год обучения); 3 класс (пятый год обучения); 4 класс (шестой год обучения); 4 класс (восьмой год обучения).
В 2014/2015 учебном году педагогический коллектив работает над методической темой: «Применение инновационных форм и приемов работы в учебно- воспитательном процессе в условиях Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей».
Работают три методических объединения: - учителей и воспитателей учебных групп, - воспитателей дошкольных и частично-обучаемых групп, - воспитателей частично-трудовых и трудовых групп.