Региональные особенности налогообложения коммерческой недвижимости (на примере г.Москвы) Ивлиева Марина зав.кафедрой финансового права Юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Восьмая Сессия Европейско-Азиатского правового конгресса июня 2014 года г. Екатеринбург
Основные изменения Слайд 2 Федеральный закон от 02 ноября 2013 г.307-ФЗ (ред. от ) «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации -законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации теперь могут устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам. изменения в главу 30 НК РФ, предусматривающие изменение налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества- переход от среднегодовой стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета, к кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода.главу 30 НК РФ, предусматривающие изменение налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества- переход от среднегодовой стоимости, сформированной по правилам бухгалтерского учета, к кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода. (Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества).
Условия признания объектов недвижимости с особым порядком определения налоговой базы Слайд 3 Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки)
Условия признания объектов недвижимости с особым порядком определения налоговой базы Слайд 4 - нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Условия признания объектов недвижимости с особым порядком определения налоговой базы Слайд 5 - объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства. (в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, если кадастровая стоимость не установлена, то налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст НК РФ))п. 14 ст
Полномочия исполнительных органов власти субъектов РФ Слайд 6 - определяют не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу перечень объектов недвижимого имущества, указанных, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в сети "Интернет". -определяют вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов РФ. Вопрос определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений находится в компетенции Минэкономразвития. При этом в соответствии с переходными положениями Федерального закона N 307-ФЗ (п. 2 ст. 4) до утверждения Минэкономразвития России указанного порядка субъект Российской Федерации вправе установить порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений нормативным правовым актом субъекта РФ.(п. 2 ст. 4) - включают в перечень на очередной налоговый период выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода.
Слайд 7 Особенности определения налогооблагаемой базы в г.Москве Закон г. Москвы от N 64 "О налоге на имущество организаций" Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом при определении площади не учитываются помещения находящиеся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также многоквартирные дома. 2) зданий (строений, сооружений), предназначенных для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Норма вступает в силу с 1 января 2015 года 3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Слайд 8 Ставки 0,9 процента - в 2014 году; 1,2 процента - в 2015 году; 1,5 процента - в 2016 году; 1,8 процента - в 2017 году; 2,0 процента - в 2018 году.
Слайд 9 Льготы специальные - Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий: 1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства; 2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению; 3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.пунктах 12 -Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых: 1) налогоплательщиками для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности; 2) научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.
Слайд 10 Льготы общие Освобождаются от уплаты налога: - организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы; _ организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. (в ред. законов г. Москвы от N 51, от N 41)N 51N 41 - религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности; - общественные организации инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности; (налоговые льготы не распространяются на имущество, сдаваемое организациями в аренду, за исключением льгот, предусмотренных в отношении организаций, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет более 50 человек).
Слайд 11 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год (Постановление Правительства Москвы от N 772-ПП).Перечень Если здание включено в Перечень, то данный объект недвижимости подлежит налогообложению в 2014 г. исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ как кадастровая стоимость.Переченьп. 2 ст. 375 Если здание не отвечает условиям, указанным в п. п ст Кодекса, то положения ст НК РФ к этому объекту применяться не должны.п. 35 ст ст Заинтересованные лица в случае несогласия с включением/невключением объекта недвижимого имущества в Перечень вправе обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы с заявлением о проведении проверки соответствия фактического использования здания (строения, сооружения) и вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение). Результаты проверки направляются в Департамент городского имущества г.Москвы, который по результатам их рассмотрения в случае подтверждения фактов несоответствия фактического использования здания (строения, сооружения) и вида разрешенного использования земельного участка, подготавливает проект постановления Правительства Москвы о внесении соответствующих изменений в постановление, а в случаях, установленных законодательством, принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение).Перечень
Слайд 12 Кадастровая стоимость Постановление Постановление правительства Москвы от N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве". В связи с включением в государственный кадастр недвижимости сведений об иных объектах недвижимости, помимо земельных участков, впервые были утверждены результаты их кадастровой оценки (включая средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости нежилого здания, жилого дома, многоквартирного дома, а также жилого и нежилого помещения). Так, например, кадастровая стоимость здания ТРЦ "Европейский" составляет ,05 рублей, а кадастровая стоимость здания телецентра "Останкино" ,809 рублей.
Слайд 13 Определение вида фактического использования зданий Порядок утвержден Постановлением Правительства г.Москвы от 14 мая 2014 г. 247-ПП. Участвуют: Государственная инспекция г.Москвы по контролю за использованием объектов недвижимости -на основании специальной Методики, утвержденной ППМ, проводит мероприятие по определению вида фактического использования, составляет акт по его результатам. Департамент экономической политики и развития г.Москвы -обеспечивает рассмотрение поступивших обращений собственников на Межведомственной комиссии. Департамент имущества г.Москвы - формирует перечень объектов недвижимого имущества для их последующего утверждения Правительством Межведомственная комиссия -рассматривает вопросы, касающиеся определения вида фактического использования зданий и помещений.
Слайд 14 Патентная система для предпринимателей Закон г. Москвы от N 53 (ред. от ) "О патентной системе налогообложения« Вид деятельности: сдача в аренду (наем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности Размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от площади одного обособленного объекта: До 100 кв.м – рублей Свыше 100 до 300 кв. метров руб. Свыше 300 до 600 кв. метров руб. Свыше 600 кв. метров руб. Ставка -6 процентов.
Слайд 15 Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Партнер юридической компании Пепеляев групп. Родилась 18 ноября в г. Реутове Московской области. В 1983 году поступила на юридический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, который окончила с красным дипломом в 1988 году. Научным руководителем дипломной работой на тему «Бюджетные права союзных республик» являлся доцент Бесчеревных Виктор Васильевич. В гг. обучалась в очной, затем заочной аспирантуре названного факультета по кафедре административного и финансового права. Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Цыпкин С. Д. В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Налогообложение производственных кооперативов». Работает на юридическом факультете МГУ с 1991 года. Читает основной лекционный курс «Финансовое право». Приоритетными темами научных исследований являются: вопросы предмета финансового права в современных условиях, основные категории финансового права, публичные основы финансового права. кандидатские диссертации по специальности «Финансовое право». Член Ученого совета юридического факультета. Неоднократно и успешно представляла интересы заявителей в Конституционном Суде РФ, выступала в качестве независимого эксперта в Конституционном Суде РФ по делам, связанным с налогообложением и сборами. Марина Федоровна автор научных работ, посвященных публичным финансам, соавтор учебников и учебных пособий по финансовому и налоговому праву. Имеет степень кандидата юридических наук и ученое звание доцента, возглавляет кафедру финансового права на юридическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Член Президиума Международной ассоциации финансового права, входит в редакционную коллегию журналов «Налоговед» и «Налоги и налогообложение». Биография
Контактная информация Россия, , ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д. 1, строение 13 (4 учебный корпус), 4 этаж, 425А. Тел.: +7 (495) Факс: +7 (495) Слайд 16