КАФЕДРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Учебная дисциплина – Технология профессионального обучения специалистов авиационной безопасности Тема 4: Инновационные технологии реализации учебного процесса при подготовке инженеров по авиационной безопасности Время: 4 часа (лекция-2 часа, практическое занятие-2 часа) Преподаватель: Курчавов В.В.
1. Технологии активного обучения. Сущность, методы. 2. Модульное обучение. Сущность, методы. 3. Проблемное обучение. Сущность, методы. 4. Дидактическая игра. Сущность, этапы подготовки
1. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, – 437 с. 2. Андриани И. П. Теория обучения : Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», – 336 с. 3. Левшин Л. А. Педагогика и современность / Л. А. Левшин. – М.: Просвещение, – 360 с. 4. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. ин-тов. / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, – 608 с. 5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», – 368 с. 6. Студент ВУЗА: Технологии и организация обучения : Учебное пособие / Под ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника – М.: ИНФРА-М, – 475 с.
Технологии активного обучения – опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.
Вид обучения Роль обучающего Цель обучаемого «Классическое» обучение Информатор Получение информации Активное обучение Менеджер Информация – как средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности МЕНЕДЖЕР – от англ. manage управлять. Роль профессионального менеджера заключается в постоянном улучшении деятельности системы, за которую он отвечает.
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Семинары и дискуссии Обучение на практических примерах и ситуациях Обучение с помощью специальных средств
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Имитационные Неимитационные Игровые: Разыгрывание ситуаций в ролях; Деловые производственные игры; Ситуационно-ролевые игры; Стажировка с выполнением различных ролей; Деловые учебные игры; Организационно-деятельностные игры; Игровое проектирование. Игровые: Разыгрывание ситуаций в ролях; Деловые производственные игры; Ситуационно-ролевые игры; Стажировка с выполнением различных ролей; Деловые учебные игры; Организационно-деятельностные игры; Игровое проектирование. Неигровые: Решение производственных задач; Анализ конкретных ситуаций; Социально-психологические тренинги; «Мозговой штурм»; Анализ случайных ситуаций; Метод инцидента; Действия по инструкции; Баскет-метод. Неигровые: Решение производственных задач; Анализ конкретных ситуаций; Социально-психологические тренинги; «Мозговой штурм»; Анализ случайных ситуаций; Метод инцидента; Действия по инструкции; Баскет-метод. Проблемная лекция; Дискуссия; Семинар; Беседа; Конференция; Программированное обучение; Защита проектов. Проблемная лекция; Дискуссия; Семинар; Беседа; Конференция; Программированное обучение; Защита проектов.
Основателем модульного обучения является американский исследователь Дж. Рассел. В работе "Modular instruction" (1974) он определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные обучающемуся действия. В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.Юцявичене и ее последователей А.Алексюк, М.А.Анденко, Р.С.Бекиревой, К.Я.Вазиной, Г.В.Лаврентьева и Н.Б.Лаврентьевой, Э.В.Лузик, М.А.Чошонова. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Сущность МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули). Содержание и объем модулей в свою очередь варьируются в зависимости от профильной и уровневой дифференциации обучающихся и дидактических целей. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ