УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ По работам Шумаковой Н.Б.
Ребенок со своими интересами и вопросами, а не учитель с готовыми знаниями
СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНОГО АКТА: -порождение проблемы -формулирование мыслительной задачи -решение задачи -обоснование решения
Этапы исследования Условия и умения Выбор темы Развитые интересы Осознание собственных интересов Определение проблемы Умение формулировать вопросы Сбор информации Умение пользоваться различными источниками информации, проводить наблюдения и опыты Анализ информации. Заключения и выводы Сравнение, классификация, установление связи, обобщение. Умение написать заключение Представление работы Умение представить результаты в различных формах Навыки публичного выступления
индуктивноеэтапыдедуктивное Возникновение вопроса, требующего поиска Мотивация\создание проблемной ситуации Возникновение гипотезы, требующей фактов Поиск решения ИсследованиеПоиск фактов Изложение результатов Обмен информацией Изложение результатов Связывание фактов для открытия новой идеи Организация информации Оценка гипотезы Формулировка идеи, принципа, закона Обобщение Доказательство или опровержение гипотезы Рефлексия Применение
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ 1. Ключевые слова. Обучение умению пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов (да\нетка, понятие) 2.Загадка. Это может быть реальный объект, рисунок, модель, символ и т.п. 3. Задание с ловушкой. Действие субъективно воспринимается как выполнимое, но оказывается невыполнимым. 4. Погружение в проблему. Несколько высказываний и требование занять какую-то позицию.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАЛЫХ ГРУПП 1. Определить количество групп (5-6) и участников (4-5). 2. Определить состав участников. 3. Планирование организации работы каждой группы (рабочие листы, инструкции). 4. Планирование представление результатов работы (от устного сообщения до компьютерной презентации). Помощник представления.
Таким образом исследование = творческий процесс приобретения знаний = развитие исследовательских и мыслительных умений для самообучения
КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Сформулировать ОБОЩЕНИЕ урока. 2. Определить МАТЕРИАЛ для изучения детьми. 3. Дедукция или индукция – вот в чем вопрос! 4. Конструирование проблемной ситуации урока. 5. Продумать работу групп.