Мастер-класс Никифоровой Татьяны Леонидовны, учителя русского языка и литературы МБОУ « Карпогорская ВСОШ 51 » Подзаголовок слайда
« Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение ». (В. Давыдов)
Мастер-класс « Использование метода построения ассоциативных связей на уроках литературы »
Что такое « ассоциация » ? Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое - то раздражение, например, на слово – раздражитель. Ассоциации проявляются в виде связи отдельных элементов сознания – ощущений, представлений, эмоций и т. д. Их возникновение зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.
Приёмы работы, направленные на развитие ассоциативного мышления
Словесное рисование Задание: нарисуйте образ господина из Сан- Франциско
Групповое генерирование ассоциаций Задание: Свой рассказ В.Г. Распутин назвал «Женский разговор». Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании?
« Солнышко » ассоциаций Задание : В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается проблема счастья. Какие образы, предметы, действия могут помочь нам выразить это чувство.
Цветограммы После прочтения литературного произведения детям предлагается изобразить с помощью красок на листе бумаги один из вариантов заданий: своё отношение к этому произведению, ассоциации, вызванные прочитанным; отразить изменения в настроении произведения и в собственных впечатлениях от прочитанного или услышанного от строфы к строфе или от фрагмента текста к фрагменту (6 класс. Тема «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»); с помощью светограмм отразить личное ощущение поэтических миров различных авторов ( 9 класс. Тема «Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»);
Построчный анализ стихотворения стихотворение Н.А. Некрасова «Сеятелям».
Таблица «Ассоциативный ряд» по названию романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Задание: Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «Отцы и дети»? Какие отношения между ними возможно? Запишите свои ассоциации в таблицу. Отцы Дети Взаимоотношения Отцы и дети
Таблица «Ассоциативный ряд» по названию романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы Дети Взаимоотношения Отцы и дети Пожилые люди Старики Родители Рассудительные Умудрённые опытом Учителя Люди устаревших взглядов Молодые люди Юнцы Легкомысленны е Безрассудные Нуждающиеся в помощи Прогрессивные Люди новых взглядов Деятельные Любовь Враждебность Равнодушие Ненависть Уважение Доверие Зависимость Разные поколения, не понимающие друг друга, вечно спорящие
Составление ассоциативных рядов Задание: 1 группа. Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать. 2 группа. Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга. 3 группа. Создайте ассоциативный ряд Обломов – Агафья Матвеевна.
1. Посылка 2. Лидия Михайловна 3. Учитель 4. Послевоенное детство 5. Тишкин 6. Игра в чеку 7. Молоко А. Голод Б. Удивление, радость В. Доброта; Г. Жестокость Д. Деньги, малокровие Е. Трусость; Ж. Ответственность Ассоциативный диктант
Создание ассоциативных переходов «кровать» - «мир» (кровать – будильник - мобильный телефон – Интернет – мир)
Создание ассоциативных переходов «когда гремит гром» - «у вас отрывается ручка от портфеля»
Друдлы - головоломки для развития воображения и ассоциативного мышления, задачи, в которых требуется домыслить, что изображено на рисунке.
Друдлы
Построения интеллект-карт 1. Четкая формулировка темы(идеи) интеллект-карты. 2. Графическое изображение темы(идеи) в виде центрального образа, рисунка. 3.Ассоциирование. 4. Группировка ассоциаций по определённым признакам. 5. Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз. 6. Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу. 7. Заполнение графической структуры – добавление ответвлений. 8. Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами. 9. Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками. 10. Установление объективных связей между блоками или их элементами
«+» использования метода ассоциаций подготовка к исследованию текста, выделение проблемы, выявление авторской позиции характеристика лирического героя, возможность выстроить сравнительную характеристику