МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида» «Условия успешного руководства игрой». Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Ермолова Р.В. Стригуны, 2013 г.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать? Вместе с тем практика и исследования многих педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Формирование игровых умений успешнее происходит при условии целенаправленного руководства игрой, в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения.
В младших группах педагог напрямую обучает детей способам игры – показывает, как играть с игрушкой, объясняет, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составляет не сложный сюжет игры, распределяет роли, играет с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов.
Не каждый ребенок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребенку надо помочь найти свое место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре. Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы, воспитатели, изучаем игру, чтобы лучше руководить ею. Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания.
Дети выбирают игру, воспитателю нужно проследить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть. Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Необходимо поощрять самостоятельность детей в проведении игр.
Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры. Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо заведения.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что: нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Из приемов руководства игрой следует исключить: всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять: на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения.
Литература: 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение, Васильева М.А. Руководство играми в дошкольных учреждениях: (Из опыты работы). – М.: Просвещение, Материалы сайта: bibliofond.ru/view.aspx?id= Литература: 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение, Васильева М.А. Руководство играми в дошкольных учреждениях: (Из опыты работы). – М.: Просвещение, Материалы сайта: bibliofond.ru/view.aspx?id=465968