Секретариат Комитета развития МСБ Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощённой декларации (с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2014 года) Астана 2014
Если иное не установлено Налоговым Кодексом Республики Казахстан, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: 1) общеустановленный порядок; 2) специальный налоговый режим на основе патента; 3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Условия применения специального налогового режима
1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства; 2) филиалы, представительства юридических лиц; 3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (за исключением налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества); 4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов; 5) юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим. Специальный налоговый режим не вправе применять:
1) производство подакцизных товаров; 2) хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; 3) реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута; 4) организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных); 5) недропользование; 6) сбор и прием стеклопосуды; 7) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; 8) консультационные услуги; 9) деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; 10) финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; 11) деятельность в области права, юстиции и правосудия. Специальный налоговый режим не распространяется на следующие виды деятельности:
Для индивидуальных предпринимателей предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек, включая самого индивидуального предпринимателя; предельный доход за налоговый период (полугодие) составляет 1400 МЗП, в 2014 году, это тенге (1400*19966). Для юридических лиц: предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 50 человек; предельный доход за налоговый период (полугодие) составляет 2800 МЗП, в 2014 году тенге. В случаях несоответствия этим условиям или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором представлено налоговое заявление. Налоговым периодом является полугодие. Налоговая ставка 3%. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие следующим условиям:
При выборе режима на основе упрощенной декларации, предприниматель, за исключением вновь образованных индивидуальных предпринимателей, представляет в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения. Вновь образованные индивидуальные предприниматели выбор специального налогового режима на основе патента осуществляют в налоговом заявлении о регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя. Уведомление о применяемом режиме налогообложения представляется: 1) вновь созданными (возникшими) юридическими лицами не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица в органе юстиции; 2) налогоплательщиками при переходе с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима – до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации; 3) индивидуальными предпринимателями при переходе со специального налогового режима на основе патента: в течение пяти рабочих дней со дня возникновения несоответствия условиям применения специального налогового режима на основе патента; в иных случаях – до окончания срока действия патента или временного приостановления представления налоговой отчетности. Порядок применения
Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных на территории Республики Казахстан и за ее пределами. Размер налоговой ставки при осуществлении деятельности на основе «Упрощенной декларации» составляет 3 процента. Сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного МЗП (в 2014 г это тенге), у юридических лиц - не менее 2,5-кратного МЗП (в 2014 году тенге). Суммы равными долями уплачиваются в виде индивидуального подоходного налога (для юридических лиц - это корпоративный подоходный налог) и социального налога, уменьшенного на сумму социальных отчислений. Также предприниматель обязан уплачивать взносы в накопительные пенсионные фонды за себя и наемных работников. Исчисление налогов по упрощенной декларации
В соответствии с изменениями и дополнениями в статью 2 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с 1 января 2013 года индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям: 1) применяют в соответствии с налоговым законодательством специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации; 2) не состоят на регистрационном учете по НДС (налог на добавленную стоимость); 3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков. Индивидуальный предприниматель, соответствующий вышеуказанным условиям и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение. Для указанных налогоплательщиков внесены изменения в Налоговый кодекс, а именно в статью 56 - по ведению налоговой учетной политики, в статью 77 - в части ведения налоговых регистров, и введена новая глава 7- 1, которой предусмотрены особенности ведения ими налогового учета. Ведение бухгалтерского и налогового учета
1)по добровольному решению налогоплательщика путем предоставления налогового заявления (производится налоговым органом с месяца, следующего за месяцем, в котором представлено налоговое заявление); 2)в случае несоответствия условиям применения, налогоплательщик обязан представить налоговое заявление в течение десяти календарных дней с момента возникновения несоответствия (прекращением специального налогового режима в указанном случае будет являться последнее число месяца, являющегося предыдущим по отношению к месяцу, в котором возникло несоответствие); 3)по решению налогового органа при установлении факта несоответствия налогоплательщика условиям применения данного режима (на основе принятого решения уведомляет налогоплательщика о переводе его на общеустановленный порядок с первого числа месяца, в котором возникло несоответствие). Основания прекращения применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации: