Панченко И. М., ст. преподаватель кафедры ЕНО ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование урока физической культуры. образовательно-инструктивные задачи 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования.
Advertisements

Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса Автор: Поваляева Людмила Викторовна учитель физической культуры учитель физической культуры.
Малыгина Татьяна Сергеевна, учитель физической культуры с.п.Кенай.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Педагогический анализ урока физической культуры. Физическая культура.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
МБОУДОД Детский оздоровительно – образовательный (профильный) центр «ЮНИОР» города Томска «ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
Из опыта работы Шелтуковой Татьяны Борисовны, учителя начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Решение оздоровительных задач средствами физического воспитания Подготовила : Дуюнова Анна Павловна.
Анализ современного урока В помощь учителю
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Дополнительная образовательная программа « Общая физическая подготовка » ( физкультурно - спортивная направленность ) ( модифицированная ) возраст детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Подготовлено с использованием материалов учебного пособия.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Транксрипт:

Панченко И. М., ст. преподаватель кафедры ЕНО ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Признаки урока: постоянство состава учащихся; регламентированность содержания; продолжительность, место и время проведения; обязательность посещения; ведущая роль учителя. Панченко И. М., ст. преподаватель кафедры ОТД

Урок физической культуры – ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но частичной цели предмета «Физическая культура».

Текущая цель - это цель урока физической культуры (дидактическая цель). Текущая цель урока разбивается на 3 задачи: образовательную, воспитательную, оздоровительную.

Образовательно-инструктивные задачи: 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования. 2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям. 3. Формирование у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятельности.

Оздоровительно-рекреационные задачи: 1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников. 2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста. 4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).

Воспитательно-развивающие задачи: 1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся. 2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся. 3. Содействие формированию социальной активности учащихся. 4. Формирование здорового образа жизни, потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.

Типы уроков физической культуры п/пТип урокаХарактеристика 1.Комбинированные уроки Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач 2. Уроки с оздоровительной направленностью: Ведущими являются оздоровительные задачи: а)развивающие;служат развитию различных систем организма; б)восстанавливающие (реабилитационные). направлены на восстановление сил и работоспособности 3. Уроки с воспитательной направленностью Ведущими являются воспитательные задачи

п/п Тип урокаХарактеристика 4. Уроки с образовательной направленностью Ведущими являются образовательные задачи: а)вводныепроводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; б)уроки изучения нового материала (обучающие) ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение; в)уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала; г)смешанные (комплексные) содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.; д)контрольныепроверка усвоения ЗУН по теме или разделу Типы уроков физической культуры

Типы уроков физической культуры (Матвеев А. П.) В основной школе уроки физической культуры подразделяются на : уроки с образовательно-познавательной направленностью; уроки с образовательно-обучающей направленностью ; уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом по своим задачам и направленности учебного материала они могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.

Уроки с образовательно- познавательной направленностью Знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических разработок учителя. Уроки проводятся как комплексные, так и целевые.

Уроки с образовательно- обучающей направленностью Используются для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.). Уроки проводятся как комплексные.

Уроки с образовательно- тренировочной направленностью Используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки. Необходимо давать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.

В средней (полной) школе уроки физической культуры подразделяются на : уроки с образовательно-познавательной направленностью; уроки с образовательно-обучающей направленностью ; уроки с образовательно-тренировочной направленностью; уроки с практико-ориентированной направленностью

Носят методический и индивидуальный характер. На этих уроках совместно с учителем разрабатываются индивидуальные учебные задания, составляются планы- конспекты, оценивается результативность в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств. Уроки с практико-ориентированной направленностью

Вид урока определяется по используемым физическим упражнениям вида спорта (урок по гимнастике, урок по волейболу, комплексный).

Содержание урока – совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят: 1) деятельность учителя и учащихся; 2) результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в ЗУН, а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся; 3) физические упражнения, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока.

Деятельность учителя – важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее.Деятельность учителя Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности:следующие разновидности

Деятельность учителя Деятельность учителя Определение и конкретизация цели урока. Обоснование педагогических задач урока. Подготовка места проведения урока. Постановка перед учащимися учебной задачи. Психофизиологическая подготовка учащихся к решению задач основной части урока. Организация активной учебной деятельности. Получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников. Оценка полученной информации. Подведение итогов урока.

Деятельность учащихся Деятельность учащихся Подготовка к уроку (приобретение формы, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке). Явка на место проведения урока. Выполнение команд, распоряжений, заданий учителя. Активная интеллектуальная и практическая познавательная работа. Само- и взаимоконтроль за результатами практической работы. Обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем.

Структура урока физической культуры – взаимосвязь и последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемые в соответствии с логикой достижения его цели.

Основные элементы урока физической культуры: а) организация подготовки учащихся к уроку; б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися; в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся; г) обучение двигательным действиям; д) развитие двигательных качеств;

е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности; ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся; з) коррекция учебно-воспитательных воздействий; и) снижение физической нагрузки учащихся; к) подведение итогов урока; л) задание на дом; м) организованное завершение. Основные элементы урока физической культуры:

Формы организации: 1. Фронтальная,Фронтальная, 2. Групповая,Групповая, 3. Индивидуальная;Индивидуальная; 4. Круговая тренировка.Круговая тренировка.

Фронтальная форма Фронтальная форма организации предусматривает выполнение учащимися всего класса одинакового для всех задания под руководством учителя. Физические упражнения можно выполнять в группах, отделениях, всем классом.

Групповая форма организации предусматривает временное деление коллектива класса на несколько групп (команд, звеньев, делений) и выполнение каждой группой «своих» заданий по указанию учителя и с помощью подготовленного им еще задолго до этого урока актива учащихся.Групповая форма организации Группы не должны быть постоянными. Учебная деятельность учащихся при этом выполняется группами – одновременно всей группой и в группе – поочередно.

Индивидуальная форма организации: каждый ученик получает индивидуальное задание, которое он должен выполнить независимо от других.Индивидуальная форма организации Это позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в соответствии с индивидуальными учебными возможностями учащихся при решении одних и тех же задач.

Круговая тренировка представляет собой наиболее развитую ступень групповой формы организации. Круговая тренировка дает возможность самостоятельно получать знания, воспитывать физически качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Для школьного урока физической культуры эта форма приобретает особое значение, так как позволяет организовать учебную деятельность одновременно всего коллектива класса с относительной самостоятельностью и использованием большого количества оборудования и инвентаря.Круговая тренировка

Требования к уроку физической культуры в школе: 1. Образовательная направленность. 2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. 3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного вocnumания. 4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. 5. Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. 6. Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания.

Анализ урока физической культуры Анализ урока – необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе. Назначение анализа урока – выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся.

Методы анализа урока физической культуры 1. Метод педагогического наблюдения. Метод педагогического наблюдения 2. Метод хронометрирования. Метод хронометрирования. 3. Метод пульсометрии. Метод пульсометрии. 4. Метод рейтинга Метод рейтинга

Метод педагогического наблюдения – это целенаправленный и планомерный сбор, обобщение и оценка информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся). Таблица «Фотография урока Этапы урокаДеятельность учителя Деятельность учащихся

Схема анализа урока 1. Качество (содержание) плана (плана-конспекта или конспекта) урока. 2. Начало урока: своевременность начала. 3. Проведение урока. 4. Оценка и анализ деятельности учащихся. 5. Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке. 6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).

Критерии анализа современного урока: 1. Результативность. 2. Структура урока. 3. Активизация деятельности учащихся. 4. Дидактическая структура учебного материала. 5. Самостоятельность и творчество в учебной деятельности. 6. Учебно-методический комплекс.

Метод хронометрирования – определение времени, затраченного на выполнение различных видов учебной деятельности учителя и учащихся и на этой основе определение общей и моторной плотности урока.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданного или целесообразно использованного учителем времени к общей продолжительности урока или его частей, выраженное в процентах (сумму граф 2,3,4,5,6 (если есть) разделить на 40 или 45 мин. и умножить на 100%. Общая плотность урока должна стремиться к 100%.

Моторная плотность урока – это отношение времени непосредственного выполнения физических упражнений, включая строевые, к продолжительности всего урока или его отдельных частей, выраженное в процентах (сумму графы 2 разделить на 40 или 45 мин. и умножить на 100%). Делается вывод о соответствии общей плотности требованиям методики преподавания, моторной плотности – требованиям типа урока.

Моторная плотность уроков п/п Вид урокаМоторная плотность 1.Изучение нового материала80,6 % 2.Повторение пройденного89,8 % 3.Смешанные83,8 % 4.Контрольные60,6 %

Метод пульсометрии – это определение умения учителя регулировать нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность.Метод пульсометрии После заполнения таблицы протокола строится на графике физиологическая кривая зависимости частоты сердечных сокращений (ЧСС) от интервалов времени урока, где проводился замер пульса. Делается вывод о соответствии физической нагрузки возрасту, полу, уровню подготовленности занимающихся, требованиям методики.

Метод рейтинга – в изучаемых явлениях выявляются такие элементы, которые поддаются измерению и оценке; определяются оценочная шкала и критерии оценки. Например, на основе критериев анализа современного урока можно выявить элементы, критерии оценки и оценочную шкалу.

Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы С. Френе