Федеральное агентство по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова» Высшая школа гостинично-туристической и спортивной индустрии Кафедра гостиничного и туристского бизнеса Управление человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства Рабочая программа Сост.: к.э.н., доцент, Никольская Е.Ю.
Цель дисциплины дать будущим специалистам в сфере туризма и гостеприимства необходимые теоретические и практические знания, позволяющие обеспечивать эффективное управление человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма. дать будущим специалистам в сфере туризма и гостеприимства необходимые теоретические и практические знания, позволяющие обеспечивать эффективное управление человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма.
Дисциплина «Управление человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства и туризма» В программе рассматриваются основные аспекты управления человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства и туризма, эволюция кадрового менеджмента, особенности формирования кадровой политики с учетом стратегии развития предприятия; роль службы персонала в формировании, использовании и развитии кадрового потенциала предприятия ИГиТ; анализируются современные кадровые технологии, кадровые стратегии, методы оценки трудового потенциала предприятия; системный и компетентностный подходы к управлению человеческими ресурсами в условиях рыночной экономики; маркетинг персонала; большое внимание в программе уделяется информационным технологиям управления персоналом ИГиТ, проблемам профессиональной подготовки специалистов отрасли, формированию системы оплаты труда, комплексной системы мотивации и стимулирования персонала, формированию кадрового резерва, корпоративной культуры и социальной политики на предприятии ИГиТ. В программе рассматриваются основные аспекты управления человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства и туризма, эволюция кадрового менеджмента, особенности формирования кадровой политики с учетом стратегии развития предприятия; роль службы персонала в формировании, использовании и развитии кадрового потенциала предприятия ИГиТ; анализируются современные кадровые технологии, кадровые стратегии, методы оценки трудового потенциала предприятия; системный и компетентностный подходы к управлению человеческими ресурсами в условиях рыночной экономики; маркетинг персонала; большое внимание в программе уделяется информационным технологиям управления персоналом ИГиТ, проблемам профессиональной подготовки специалистов отрасли, формированию системы оплаты труда, комплексной системы мотивации и стимулирования персонала, формированию кадрового резерва, корпоративной культуры и социальной политики на предприятии ИГиТ. В процессе освоения дисциплины на практических занятиях в виде деловых и ролевых игр, формируются навыки принятия самостоятельных и обоснованных решений по проблемам управления человеческими ресурсами на основе приобретенных теоретических знаний; а также анализируется возможность внедрения зарубежного опыта управления человеческими ресурсами индустрии гостеприимства и туризма в практическую работу отечественных предприятий. В процессе освоения дисциплины на практических занятиях в виде деловых и ролевых игр, формируются навыки принятия самостоятельных и обоснованных решений по проблемам управления человеческими ресурсами на основе приобретенных теоретических знаний; а также анализируется возможность внедрения зарубежного опыта управления человеческими ресурсами индустрии гостеприимства и туризма в практическую работу отечественных предприятий.
Тема 1: Эволюция взглядов на управление человеческими ресурсами индустрии гостеприимства и туризма Содержание темы: Содержание темы: Эволюция науки и практики управления в России. Эволюция науки и практики управления в России. Анализ концепций управления персоналом (конец ХIХ в. – 60 –е годы ХХв.). Мировые тенденции изменений в управлении персоналом в XXI веке: от процессного подхода (конец 50-х годов) через системный (с середины 70-х гг.) к ситуационному (80-е гг.). Этапы развития управления персоналом. Анализ концепций управления персоналом (конец ХIХ в. – 60 –е годы ХХв.). Мировые тенденции изменений в управлении персоналом в XXI веке: от процессного подхода (конец 50-х годов) через системный (с середины 70-х гг.) к ситуационному (80-е гг.). Этапы развития управления персоналом. Основные различия управление кадрами и управлением человеческими ресурсами. Рост значимости человеческих ресурсов в современном производстве на предприятии индустрии гостеприимства. Стиль управления персоналом. Управление человеческими ресурсами: характерные черты в ИГ. Современные подходы к управлению человеческими ресурсами. (экономический, организационный, гуманистический подход к концепции управление человеческими ресурсами).
Тема 2: Методы построения системы управления человеческими ресурсами Содержание темы. Управление персоналом как система. Цели и задачи системы управления персоналом. Сущность управления персоналом. Основные элементы системы управления персоналом, их взаимосвязь и взаимодействие. Свойства системы управления персоналом. Внешняя и внутренняя среда системы управления персоналом. Анализ принципов, методов и технологий управления человеческими ресурсами на предприятии ИГиТ. Содержание темы. Управление персоналом как система. Цели и задачи системы управления персоналом. Сущность управления персоналом. Основные элементы системы управления персоналом, их взаимосвязь и взаимодействие. Свойства системы управления персоналом. Внешняя и внутренняя среда системы управления персоналом. Анализ принципов, методов и технологий управления человеческими ресурсами на предприятии ИГиТ. Пути совершенствования методов управления человеческими ресурсами в условиях перехода к рынку и становления рыночных отношений. Пути совершенствования методов управления человеческими ресурсами в условиях перехода к рынку и становления рыночных отношений.
Тема 3: Кадровый потенциал – базовая компетенция предприятия индустрии гостеприимства Содержание темы. Структура кадрового потенциала предприятия ИГ. Содержание понятия потенциал работника, предприятия, общества. Качественные и количественные параметры. Особенности формирования и развития кадрового потенциала предприятия. Методы оценки и определение потребности в развитии. Теории человеческого капитала. Процесс воспроизводства человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал: понятие, сущность, виды. Содержание темы. Структура кадрового потенциала предприятия ИГ. Содержание понятия потенциал работника, предприятия, общества. Качественные и количественные параметры. Особенности формирования и развития кадрового потенциала предприятия. Методы оценки и определение потребности в развитии. Теории человеческого капитала. Процесс воспроизводства человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал: понятие, сущность, виды.
Тема 4: Стратегии управления человеческими ресурсами в индустрии гостеприимства Понятие и сущность стратегического управления человеческими ресурсами. Современные тенденции развития стратегий управления персоналом. Классификация стратегий. Управление персоналом на разных стадиях развития предприятия ИГиТ. Модели стратегического управления предприятием ИГиТ. Процесс реализации стратегии. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России и за рубежом. Взаимосвязь понятий «стратегия»- «персонал». Совершенствование управления персоналом как объект стратегического управления. Управление компетенцией на уровне личности и на уровне предприятия. Содержание темы. Понятие и сущность стратегического управления человеческими ресурсами. Современные тенденции развития стратегий управления персоналом. Классификация стратегий. Управление персоналом на разных стадиях развития предприятия ИГиТ. Модели стратегического управления предприятием ИГиТ. Процесс реализации стратегии. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России и за рубежом. Взаимосвязь понятий «стратегия»- «персонал». Совершенствование управления персоналом как объект стратегического управления. Управление компетенцией на уровне личности и на уровне предприятия.
Тема 5: Формирование кадровой политики на предприятиях индустрии гостеприимства Содержание темы. Кадровая политика предприятия: понятие, сущность, основные элементы. Особенность кадровой политики предприятия на современном этапе. Типы власти. Стиль руководства, философия предприятия ИГиТ, Правила трудового распорядка, коллективный договор – отражение кадровой политики. Типы кадровой политики. Цели предприятия и концепция кадровой политики. Связь стратегии развития предприятия с кадровой политикой. Формирование кадровой политики и механизм ее реализации. Содержание темы. Кадровая политика предприятия: понятие, сущность, основные элементы. Особенность кадровой политики предприятия на современном этапе. Типы власти. Стиль руководства, философия предприятия ИГиТ, Правила трудового распорядка, коллективный договор – отражение кадровой политики. Типы кадровой политики. Цели предприятия и концепция кадровой политики. Связь стратегии развития предприятия с кадровой политикой. Формирование кадровой политики и механизм ее реализации.
Тема 6: Формирование службы управления персоналом на предприятии ИГиТ Содержание темы. Миссия и цели кадровых служб. Функции и задачи службы персонала на предприятии ИГиТ. Содержание темы. Миссия и цели кадровых служб. Функции и задачи службы персонала на предприятии ИГиТ. Структура и профессиональный состав службы управления персоналом на предприятии ИГиТ. Структура и профессиональный состав службы управления персоналом на предприятии ИГиТ. Техническая документация, необходимая для эффективного управления персоналом. Техническая документация, необходимая для эффективного управления персоналом. Механизмы реализации целей и задач кадровых служб. Показатели эффективности и критерии оценки службы управления персоналом на предприятии ИГиТ. Механизмы реализации целей и задач кадровых служб. Показатели эффективности и критерии оценки службы управления персоналом на предприятии ИГиТ.
Тема 7: Оценка эффективности службы персонала на предприятии индустрии гостеприимства Содержание темы : Оценка эффективности системы управления, основанная на анализе результатов деятельности (соотношение расходов на содержание службы и реализацию кадровых мероприятий с результатами работы предприятия). Показатели степени удовлетворенности работников в данной организации. Удовлетворенность деятельностью службы управления персоналом. Показатели степени укомплектованности кадрового состава (соответствие количественных и качественных показателей). Косвенные показатели эффективности: текучесть кадров, уровень абсентеизма, производительность труда, показатели качества услуг/продукции, уровень стабильности кадров, уровень производственного травматизма и профзаболеваний). Показатели для расчета эффективности принятых решений по управлению персоналом. Классификация расходов на персонал по местам их возникновения; оценка уровня их отдачи. Содержание темы : Оценка эффективности системы управления, основанная на анализе результатов деятельности (соотношение расходов на содержание службы и реализацию кадровых мероприятий с результатами работы предприятия). Показатели степени удовлетворенности работников в данной организации. Удовлетворенность деятельностью службы управления персоналом. Показатели степени укомплектованности кадрового состава (соответствие количественных и качественных показателей). Косвенные показатели эффективности: текучесть кадров, уровень абсентеизма, производительность труда, показатели качества услуг/продукции, уровень стабильности кадров, уровень производственного травматизма и профзаболеваний). Показатели для расчета эффективности принятых решений по управлению персоналом. Классификация расходов на персонал по местам их возникновения; оценка уровня их отдачи.
Тема 8: Планирование человеческих ресурсов в индустрии гостеприимства Содержание темы. Процесс кадрового планирования. Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале. Потребность в кадрах. Общая потребность. Дополнительная потребность. Количественная и качественная характеристики потребности в персонале. Методы планирования потребности в персонале. Состав и структура кадров. Расчет общей численности. Расчет численности по категориям. Планирование потребности по нормам обслуживания. Нормы управляемости. Метод трудоемкости производственных процессов. Анализ рабочих мест и описание работы. Содержание темы. Процесс кадрового планирования. Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале. Потребность в кадрах. Общая потребность. Дополнительная потребность. Количественная и качественная характеристики потребности в персонале. Методы планирования потребности в персонале. Состав и структура кадров. Расчет общей численности. Расчет численности по категориям. Планирование потребности по нормам обслуживания. Нормы управляемости. Метод трудоемкости производственных процессов. Анализ рабочих мест и описание работы.
Тема 9: Маркетинг персонала Содержание темы. Основы управления маркетингом персонала. Основные понятия. Концепция маркетинга и маркетинг персонала. Сущность маркетинга персонала. Функции маркетинга персонала. Основные принципы маркетинга персонала. Анализ факторов маркетинговой среды. Основные задачи маркетинга персонала. Проектирование новых рабочих мест. Разработка требований к сотрудникам. Кадровый аудит. Имидж предприятия на рынке труда. Содержание темы. Основы управления маркетингом персонала. Основные понятия. Концепция маркетинга и маркетинг персонала. Сущность маркетинга персонала. Функции маркетинга персонала. Основные принципы маркетинга персонала. Анализ факторов маркетинговой среды. Основные задачи маркетинга персонала. Проектирование новых рабочих мест. Разработка требований к сотрудникам. Кадровый аудит. Имидж предприятия на рынке труда.
Тема 10: Набор, отбор и адаптация персонала на предприятиях индустрии гостеприимства Содержание темы. Политика найма. Процесс поиска кандидатов на вакантные рабочие места и должности. Реклама вакансий. Кадровые агентства. Набор, методы отбора персонала для работы на предприятии ИГ. Критерии оценки соискателей на вакансии. Карта компетенции. Анализ, описание и содержание работы (труда). Методы отбора персонала. Правовые аспекты приема на работу. Виды адаптации персонала. Содержание темы. Политика найма. Процесс поиска кандидатов на вакантные рабочие места и должности. Реклама вакансий. Кадровые агентства. Набор, методы отбора персонала для работы на предприятии ИГ. Критерии оценки соискателей на вакансии. Карта компетенции. Анализ, описание и содержание работы (труда). Методы отбора персонала. Правовые аспекты приема на работу. Виды адаптации персонала.
Тема 11: Деловая оценка персонала предприятия индустрии гостеприимства Содержание темы. Понятие деловой оценки. Теоретические аспекты оценки профессиональной эффективности работников. Методы оценки: аттестация, ассессмент – центр, 360 градусов. Стандарты и нормирование труда. Этапы проведения и подготовки аттестации персонала. Типичные ошибки при проведении аттестации. Традиционные методы оценки персонала. Нетрадиционные методы оценки персонала. Сравнительная характеристика методов оценки. Периодичность проведения деловой оценки. Классификация показателей деловой оценки. Содержание темы. Понятие деловой оценки. Теоретические аспекты оценки профессиональной эффективности работников. Методы оценки: аттестация, ассессмент – центр, 360 градусов. Стандарты и нормирование труда. Этапы проведения и подготовки аттестации персонала. Типичные ошибки при проведении аттестации. Традиционные методы оценки персонала. Нетрадиционные методы оценки персонала. Сравнительная характеристика методов оценки. Периодичность проведения деловой оценки. Классификация показателей деловой оценки.
Тема 12: Мотивация и стимулирование персонала в индустрии гостеприимства Содержание темы. Мотивация как функция менеджмента. Понятие мотивации труда. Мотивы и потребности. Связь мотивации и стимулирования труда. Обзор основных теорий мотивации. Теория потребностей Маслоу. Теория Мак Клелланда и Герцберга; Процессуальные теории ( ожиданий и справедливости): Врума и Портера-Лоулера. Теория Мак Грегора (Х-У), Оучи – Z. Содержание темы. Мотивация как функция менеджмента. Понятие мотивации труда. Мотивы и потребности. Связь мотивации и стимулирования труда. Обзор основных теорий мотивации. Теория потребностей Маслоу. Теория Мак Клелланда и Герцберга; Процессуальные теории ( ожиданий и справедливости): Врума и Портера-Лоулера. Теория Мак Грегора (Х-У), Оучи – Z. Основы управления мотивацией и их практическое значение. Система комплексной мотивации. Организация оплаты труда. Материальное стимулирование персонала. Нематериальные мотивы трудовой деятельности. Социальная мотивация. Основы управления мотивацией и их практическое значение. Система комплексной мотивации. Организация оплаты труда. Материальное стимулирование персонала. Нематериальные мотивы трудовой деятельности. Социальная мотивация.
Тема 13: Социальная политика на предприятии индустрии гостеприимства Содержание темы. Содержание темы. Сущность социальной политики на предприятии ИГиТ. Основные направления. Социальная структура предприятия ИГиТ. Социальные стратегии. Сущность социальной политики на предприятии ИГиТ. Основные направления. Социальная структура предприятия ИГиТ. Социальные стратегии. Планирование социального развития. Планирование социального развития. Корпоративная культура, как элемент социального развития. Корпоративная культура, как элемент социального развития. Социальный аудит. Социальный аудит.
Тема 14: Формирование кадрового резерва на предприятии ИГиТ Содержание темы. Проблемы кадрового резерва. Сущность управления кадровым резервом. Этапы формирования кадрового резерва: составление прогноза изменений в составе руководящих кадров, получение информации о деловых и личностных качествах кандидатов; формирование состава кадрового резерва кадров. Критерии, используемые при подборе кандидатов в резерв. Источники формирования резерва кадров. Порядок отбора и зачисления в группу резерва. Планирование работы с кадровым резервом. Содержание темы. Проблемы кадрового резерва. Сущность управления кадровым резервом. Этапы формирования кадрового резерва: составление прогноза изменений в составе руководящих кадров, получение информации о деловых и личностных качествах кандидатов; формирование состава кадрового резерва кадров. Критерии, используемые при подборе кандидатов в резерв. Источники формирования резерва кадров. Порядок отбора и зачисления в группу резерва. Планирование работы с кадровым резервом.
Тема 15: Информационные технологии управления персоналом на предприятии ИГиТ Содержание темы. Понятие новых информационных технологий управления персоналом. Классификация новых информационных технологий управления персоналом. Применение новых информационных технологий при найме, отборе, приеме, оценке, адаптации, обучении, управлении карьерой, мотивации, управлении безопасностью и конфликтами и т.д. Организационные формы построения систем автоматизированной обработки информации системы управления персоналом предприятия ИГиТ. Системы автоматизированной обработки информации по труду и кадрам на предприятиях ИГиТ. Содержание темы. Понятие новых информационных технологий управления персоналом. Классификация новых информационных технологий управления персоналом. Применение новых информационных технологий при найме, отборе, приеме, оценке, адаптации, обучении, управлении карьерой, мотивации, управлении безопасностью и конфликтами и т.д. Организационные формы построения систем автоматизированной обработки информации системы управления персоналом предприятия ИГиТ. Системы автоматизированной обработки информации по труду и кадрам на предприятиях ИГиТ.
Тема 16: Профессиональная подготовка специалистов ИГиТ с учетом международных стандартов Содержание темы. Общие подходы к стандартизации подготовки специалистов для отечественной индустрии гостеприимства: международный опыт, национальная практика. Содержание темы. Общие подходы к стандартизации подготовки специалистов для отечественной индустрии гостеприимства: международный опыт, национальная практика. Система многоуровневой профессиональной подготовки выпускников для индустрии гостеприимства. Система многоуровневой профессиональной подготовки выпускников для индустрии гостеприимства. Болонский процесс и новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования подготовки специалистов для индустрии гостеприимства. Болонский процесс и новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования подготовки специалистов для индустрии гостеприимства. Пути совершенствования учебного процесса по подготовке специалистов – взгляд разных точек зрения (Государство-ВУЗ- Отель-Студент). Компоненты качества профессиональной подготовки специалистов отрасли. Пути совершенствования учебного процесса по подготовке специалистов – взгляд разных точек зрения (Государство-ВУЗ- Отель-Студент). Компоненты качества профессиональной подготовки специалистов отрасли. Направления обеспечения качеств профессионального образования. Качество профессорско-преподавательского состава. Качество методического обеспечения. Качество образовательного процесса. Направления обеспечения качеств профессионального образования. Качество профессорско-преподавательского состава. Качество методического обеспечения. Качество образовательного процесса.
Тема 17: Организация обучения и деловая карьера на предприятии ИГиТ Содержание темы. Цели обучения и развития персонала. Организация обучения. Виды обучения. Характеристика видов обучения. Методы и формы обучения. Процесс организации обучения. Внутрифирменное обучение персонала. Корпоративный университет. Оценка эффективности обучения. Использование зарубежного опыта по подготовке специалистов отечественной гостиничной индустрии. Особенности выбора учебных центров. Планирование затрат на обучение персонала. Стратегическая направленность обучения персонала. Содержание темы. Цели обучения и развития персонала. Организация обучения. Виды обучения. Характеристика видов обучения. Методы и формы обучения. Процесс организации обучения. Внутрифирменное обучение персонала. Корпоративный университет. Оценка эффективности обучения. Использование зарубежного опыта по подготовке специалистов отечественной гостиничной индустрии. Особенности выбора учебных центров. Планирование затрат на обучение персонала. Стратегическая направленность обучения персонала. Карьера – как объект управления. Управление карьерой работника. Процесс развития карьеры. Оценка эффективности процесса развития карьеры. Карьера – как объект управления. Управление карьерой работника. Процесс развития карьеры. Оценка эффективности процесса развития карьеры.
Тема Тема 18:Переподготовка, повышение квалификации персонала в индустрии гостеприимства и туризма Содержание темы. Основные цели и задачи профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятия ИГиТ. Характеристика видов обучения. Методы переподготовки на предприятии, характерные особенности. Методы переподготовки и повышения квалификации вне предприятия. Особенности переподготовки руководителей и специалистов предприятия ИГиТ. Современные методики обучения взрослых. Видео-курсы, тренинги, постренинговое сопровождение. Содержание темы. Основные цели и задачи профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятия ИГиТ. Характеристика видов обучения. Методы переподготовки на предприятии, характерные особенности. Методы переподготовки и повышения квалификации вне предприятия. Особенности переподготовки руководителей и специалистов предприятия ИГиТ. Современные методики обучения взрослых. Видео-курсы, тренинги, постренинговое сопровождение.
Основная литература 1. Попов Л.А. Никольская Е.Ю. Современные кадровые технологии в индустрии гостеприимства, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Попов Л.А. Никольская Е.Ю. Организация гостиничного дела, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Лайко М.Ю. Попов Л.А. Никольская Е.Ю. Организация обучения персонала на предприятиях индустрии гостеприимства, РЭА им. Г.В. Плеханова, Попов Л.А. Никольская Е.Ю, Управление персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства в условиях кризиса, РЭА им. Г.В. Плеханова, 2010 Основная литература 1. Попов Л.А. Никольская Е.Ю. Современные кадровые технологии в индустрии гостеприимства, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Попов Л.А. Никольская Е.Ю. Организация гостиничного дела, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Лайко М.Ю. Попов Л.А. Никольская Е.Ю. Организация обучения персонала на предприятиях индустрии гостеприимства, РЭА им. Г.В. Плеханова, Попов Л.А. Никольская Е.Ю, Управление персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства в условиях кризиса, РЭА им. Г.В. Плеханова, 2010