Ә ҙ ерләне: Игелекова Айгөл Иршат ҡ ы ҙ ы Өфө ҡ алаһының 158-cе Баш ҡ орт гимназияһының.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биография Р. Фахреддина Выполнила: Давлетова Элина Маратовна МАОУ-СОШ 5 с углубленным изучением англ.яз 10 класса Руководитель: Фассахова Айгюль Азатовна,
Advertisements

Урок – экскурсия в мемориальный музей татарского просветителя, ученого, педагога и религиозного деятеля Ризаэддина Фахреддинова к 150-летию со дня рождения.
«Золотой век» русской культуры «Золотой век» русской культуры Поэты и писатели XIX века.
Презентацию выполнили: Манеков Рифат и Абдуллина Диана Каюм Насыри ( )-ученый- энциклопедист, историк- этнограф,языковед, писатель, просветитель.
Россия – многонациональная страна. Здесь проживает около 130 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям,
Выдающиеся деятели Чувашии Иван Яковлевич Яковлев Чебоксары, 2008 год Автор: Михайлова Светлана Геннадьевна, учитель чувашского языка МОУ «СОШ 39» г. Чебоксары.
КАЮМ НАСЫРИ Родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уе зда Казанской губернии ( ныне Зеленодольский район Татарстана.
Проект «Богатства, отданные людям». Окружающий мир. 3 класс Подготовил обучающийся 3 класса Сологуб Иван.
Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом г. Козьмодемьянск, Марий Эл.
Никольский Николай Васильевич ( ) К 130-летию со дня рождения педагога- просветителя, общественного деятеля, ученого и исследователя, издателя.
Республика Башкортостан в настоящее время – республика многонациональная. В дружбе и согласии в ней живут десятки народов и национальностей: башкиры,
Работу выполнила Салимова Рамиля Муфасимовна учитель истории МОУ СОШ 11.
Повторение пройденного материала -На какие части распалась Золотая Орда? -Почему башкиры вошли в состав Русского государства? -В каком году начинается.
Наша Родина: от Руси к России Древняя Русь (IX – XIII века) Московская Русь (XIII –XVI века) Россия, Российская империя (XVII – XIX, начало XX века) Советская.
Мини-проект Мы разные, но мы вместе!. Знаете ли Вы такой народ, У которого сто тысяч слов, У которого сто тысяч песен И сто тысяч вышивок цветет?( П.
Открытое мероприятие Для 4 класса Андреенко Ирина Анатольевна.
Бунин Иван Алексеевич. Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни.
Национальные костюмы Башкортостан – многонациональная республика. Ее населяет множество народов. Наиболее крупные народы Башкортостана это русские, татары,
Каюм Насыри в Казани
Мажит Гафури народный поэт Башкортостана. Мажит Нурганиевич Гафуров (Мажит Гафури) родился 20 июля 1880 г. в деревне Зилим- Караново Стерлитамакского.
Транксрипт:

Ә ҙ ерләне: Игелекова Айгөл Иршат ҡ ы ҙ ы Өфө ҡ алаһының 158-cе Баш ҡ орт гимназияһының

Ризаитдин Фахретдин Род. в семье муллы, окончил сел.медресе в дер. Нижние Шыршылы. Самоучкой овладел арабским, фарси, турецким, рус. и др. яз. В 1891 переехал в Уфу и в течение полутора лет работал казыем в Духовном управлении мусульман. С пом. редактора газ. "Вакыт" ("Время"), ред. ж. "Шура" ("Совет"). В 1922 избран муфтием Духовного управления мусульман. Последовательный сторонник просветительских идей. Выступал за демократизацию системы образования, открытие библ., издание газ. и ж. для мусульман У. и Поволжья. На посту муфтия способствовал секуляризации нац. культуры, выступал против гонения на мусульман, участвовал во Всемирном мусульманском конгрессе в Москве (1927). Деятельность Ф. оказала огромное влияние на историю культуры тюркоязычного мира.

В 1891 году Ризу Фахретдинова пригласили в Уфу, где он служил казыем в Оренбургском Магометанском духовном собрании, которое управляло делами мусульман Европейской части Российской империи и России. Работая в архиве Духовного собрания, он приводил в порядок дела, систематизировал и описывал их, собирал материалы для своих исследований. Собрав достаточное количество материалов, Риза Фахретдинов отказался от должности казыя и 20 мая 1906 года переехал в Оренбург, где работал помощником редактора газеты «Вакыт» («Время»), а позднее редактором журнала «Шура» В феврале 1918 года он переезжает в Уфу, исполняет должность казыя, а в 1922 году избирается муфтием.

Выдающийся мыслитель башкирского народа, просветитель, историк и педагог, писатель Ризаитдин Фахретдинович Фахретдинов родился 4 (16) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда бывшей Самарской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан) в семье сельского муллы. начальное образование он получил у матери Махубы и отца Фахретдина. В 7 лет он идёт учиться в деревенское медресе. Спустя некоторое время его отдают в медресе соседней деревни Чыршылы, где он проучился около десяти лет. В своей автобиографии ученый ясно указывал на то, что по национальности он башкир. Это подтверждается и документально: сохранилась копия паспорта с подписью начальника Оренбургского жандармского управления, который был выдан исполняющим обязанности Варваринского волостного старшины Бугульминского уезда Самарской губернии 12 декабря 1906 года башкиру Ризаитдину Фахретдинову. В документе в графе о происхождении повторно указано: башкир.

Родная деревня Ризы Фахретдинова Родная деревня Ризы Фахретдинова отнесена, по современному административному делению, сложившемуся после 1920-х годов, к территории Татарской АССР. Ранее это была часть бывшей Самарской губернии, где испокон веков проживали башкиры. Исконно башкирскими были земли и к северу от Бугульминского уезда проживали там, в бывшем Мензелинском уезде Уфимской губернии, мензелинские башкиры. Следует напомнить и о том, что, по данным на 1897 год на территории одного только Мензелинского уезда Уфимской губернии, который вошел потом в состав Татарской АССР, насчитывалось 122 тысячи 678 башкир и тептярей. При этом численность представителей других народов в уезде выглядело тогда следующим образом: русских , татар , мордвы 4608, чувашей 3142, черемисов 2736, туркмен 568 человек. Потомки этих самых 122-х с лишним тысяч башкир и 36-ти с лишним тысяч тептярей, наиболее близких к ним в этническом и языковом отношении, так же, как и башкир бывшего Бугульминского уезда, безусловно, и поныне живут в западных и юго-западных районах Республики Татарстан, и нет никакого смысла игнорировать эти факты.

Риза Фахретдинов многое сделал для того, чтобы спасти от гибели архив Духовного собрания. Его ценили ученые страны. В 1925 году Президиум Академии наук СССР пригласил Р. Фахретдинова в качестве почетного гостя на юбилейные торжества, посвященные 200-летию Академии наук страны. Р. Фахретдинов умер 11 апреля 1936 года в Уфе. Похоронен на Мусульманском кладбище. На могиле установлен обелиск из мрамора. В верхней части выбито изображение полумесяца и надпись на арабском и русском языках: «Ученый- историк, муфтий Ризаитдин Фахретдинов ».