Управление образования администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ровеньский районный Дом детского творчества Белгородской области» Клименко Анна Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Ровеньский районный Дом детского творчества Белгородской области»
Условия возникновения и становление опыта Опыт работы сформировался за время работы с младшими школьниками на занятиях кружка по изобразительному искусству.
Актуальность опыта Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень развития мелкой моторики учащихся младших классов и недостаточной проработкой этого процесса на уроках. Одним из путей решения проблемы может стать поиск таких видов изобразительной деятельности в комплексе с рядом упражнений по развитию мышц кисти, которые будут способствовать коррекции дефектов мелкой моторики у учащихся.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, способствующих развитию мелкой моторики у младших школьников, что положительно отразится на интеллектуальных способностях.
Теоретическая база опыта Из работ специалистов мы видим, что развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности младших школьников является одним из важных психологических факторов обучения. Высокий уровень сосредоточения необходим в восприятии натуры и рисунка и в осмысливании всего процесса изобразительной деятельности. Развитие мелкой моторики рисующих представляет сложный процесс, и при том его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над заданием и применяемых способов его выполнения и корректирования.
Технология опыта Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся младших классов. Предмет исследования: занятие бумагокручением, как средство развития мелкой моторики у младших школьников. Цель исследования: выявить влияние изобразительной деятельности на развития мелкой моторики у младших школьников. В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования. 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов. 2. Выявить особенности развития мелкой моторики у младших школьников. 3. Изучить влияние занятий изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики младших школьников. 4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у учащихся младших классов.
Содержание Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ «Лозовская основная общеобразовательная школа». В исследовании принимали участие 12 школьников 1-го класса, в возрасте 6-7 лет. В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение характеристики; методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся на уроках по изобразительной деятельности испытывают трудности при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, с пластилином, нет или слабо развиты навыки держания карандаша, кисти. Нет навыка повторения однородных движений, удержания направления движения, совсем плохо развит навык работы с бумагой. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.
Цель формирующего этапа экспериментального исследования – коррекция и развитие мелкой моторики младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Проведя коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования.
Динамика уровня развития мелкой моторики. Методика «Рисование ножницами» Динамика уровня развития мелкой моторики. Методика «Пластилиновые узоры» Динамика уровня развития мелкой моторики. Методика «Деревья из бумажных лент»
Результативность Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапов экспериментального исследования можно сделать вывод, что у учащихся во время формирующего этапа экспериментального исследования произошли значительные изменения в развитии мелкой моторики.