Невинномысский энергетический техникум Преподаватель русского языка и литературы Приходько Вера Николаевна
История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в XXI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XI1 веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). В России праздник был возрожден в 1986 году а, в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ он получил статус государственного.
За последние годы было организовано четыре «Славянских хода»: 1-й 1997 г. Мурманск Черногория; 2-й 1999 г. Мурманск Прага (молодежный); 3-й 2002 г. Мурманск Великий Новгород Валдай: 4-й 2006 г. по 15 городам Северо- Запада. Официально это не выходной день, но проводятся фестивали, концерты. Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника. В этой роли уже выступали Самара, Мурманск. Новгород. Кострома. Владимир. Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга. Новосибирск, Воронеж.
Церковнославянский язык вместе с христианством пришёл и на Русь. Вы знаете, при каком князе прошло крещение Руси? Новгородский князь Владимир Красно Солнышко. Очень занимательно Сергей Кравченко рассказывает о правителях Руси от Рюрика до Михаила Романова. Роман-хроника «Князья и цари» вышла в Ростовском издательстве «Феникс» в 2000 г. Всем нам с детства знакома картина Васнецова «Три богатыря». Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Нас конкретно интересует правый крайний – Добрыня. Добрыня был ближним, подручным дружинником у Игоря, у его сына Святослава. Отправляясь со Святославом в очередной набег, Добрыня пристроил в терем Ольги свою младшенькую сестрёнку Малушу ключницей.
Вот перед вами княгиня Ольга как её представил художник Васнецов.Портрет её вынесен на обложку книги Людмилы Морозовой «Русские княгини», вышедшей в издательстве АСТ – ПРЕСС в 2004 г. После очередного короткого отдыха дружины в Киеве оказалось, что у Малуши будет ребёнок от Святослава. Ольга сослала Малушу с глаз долой в родную деревню, а Владимира, который у неё родился, взяла ко двору. Тем временем Добрыня был весь изранен в боях и отправлен на покой в Киев.
Тем временем Добрыня был весь изранен в боях и отправлен на покой в Киев. Все места были заняты, и Добрыню назначили наставником, «дядькой», к третьему, незаконному сыну Святослава. Когда лет в 6-8 Владимира назначили князем Новгородским, то поехал он туда, естественно с Добрыней. Добрыня стал воеводой и фактически правителем Новгорода. Надо сказать, что исторических источников о Руси IХ века почти нет. Все данные этих источников, относящихся непосредственно к Руси этого столетия, можно изложить на двух или трёх страницах.
Об этом рассказывает нам российский учёный, историк, этнограф, географ, философ Лев Николаевич Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь». (С. 155) Нестор писал свой труд в гг. Кроме того, описываемые им событ ия отстояли от него более чем на 200 лет. Может ли историк, наш современник, без особой специальной подготовки изложить историю царствования Екатерины II? Даже при обилии источников это трудно. А помимо этого Нестор, подобно М.Н. Покровскому, понимал историю как «политику, обращенную в прошлое» и защищал, интересы своего монастыря и своего князя, ради чего грешил против истины. Кроме того, «Повесть временных лет» разными «соавторами» много раз переписывалась и изменялась. Но и насчёт самого Нестора всё недостоверно. Одни учёные считают, что такой человек и правда был. Другие – что под именем Нестора скрывается несколько монахов, да еще и живших в разное время. А главное - «Повесть временных лет» несколько раз основательно переписывалась.
Вся начальная часть «Повести временных лет» была коренным образом изменена под чутким руководством князя Мстислава – сына Владимира Мономаха. Все русские летописи, включая «Повесть временных лет», являются сводами, основанными на различных письменных и устных источниках. И в русских летописях представлена вовсе не одна версия начала русской исто рии. Мы представляем себе Нестора, эдакого мудрого старца. Сидел он в келье, царапал себе гусиным пером по пергамену «Повесть временных лет», и что ни слово, то правда. Таким он нам предстаёт на картинах и в скульптуре.
Святой Равноапостольный Владимир вошёл в историю тем, что крестил Русь. Что мы знаем о старших сыновьях Святослава? По существу ничего. А вот Владимир о своей известности позаботился. Вот что написано о нем в летописи: «Летописец наш… с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно больше черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства», - писал Николай Костомаров. По легенде, посланцы разных вер устроили своего рода состязание. Каждый хвалил свою веру, убеждал Владимира перейти именно в нее. И каждому посольству Владимир давал весьма назидательный ответ. Самый «сильный» ответ достался мусульманам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быт и». Вот ведь образец государственной мудрости! Почти такой же «сильный» ответ дан был католикам: «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». И спросил Владимир у евреев: «Что у вас за закон?» Они же ответили: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Текст рассчитан на самую широкую аудиторию, и очевидно, что в летопись он попал из устной традиции.
Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил подданных по всем своим землям, строил церкви, назначал духовных. Одна из великих заслуг крестителя Руси, признанного церковью святым, в том, что Владимир смог оценить тот потенциал для сплочения нации, которым обладает христианская вера! С христианством пришёл к нам и церковнославянский язык со своей азбукой. И из учебника для вузов «Культурология. История мировой культуры», вышедшей в издательстве «ЮНИТИ- ДАНА» в 2007 г. под редакцией проф. А.Н. Марковой, мы узнаём о том, что Владимир в обычной своей деятельной манере начал распространять книжное просвещение - как продолжение хри стианизации общества. В Киеве и в других городах у значительных домохозяев отбирали детей и отдавали их учиться грамоте. Матери, отправляя детей в учение, плакали о них, как о мертвых, но за какие-то 20 лет на Руси появилось поколение, качественно превосходившее своих предков. Как отмечают наши историки, Владимир после крещения представляется крайне благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и установил наказывать преступников по старым обычаям, Денежной пеней - вирой. И вел активнейший пиар своего нового образа жизни, христианства и государственности. Этому служили его знаменитые пиры. Пир был не только для приближенных князя. Князь с боярами и дружиной пировал на высокой галерее дворца - сенях, а на дворе ставились столы для народа. Он кормил и поил всех, а тем, кто по каким-то причинам не в состоянии был явиться на княжеский двор, приказывал развозить блюда и питье. Здесь же гусляры сочиняли и пели, разносили песни по всей Руси. Стоит ли удивляться, что пиры Владимира народ запомнил очень прочно?! Во всех былинах Владимир вечно пирует. Богатыри побеждают чудовищ, привозят ко двору Владимира то пленного полевчанина, то чудище Окаянное, то Соловья-Разбойника. А Владимир все время пирует! Во время пира и награждает богатыря, принимает решение послать кого-то на очередной подвиг, общается с пленным... До сих пор существует традиция дипломатических обедов. На них, конечно, не только поедают всякое вкусное, но обмениваются мнениями, говорят о важных делах, согласовывают политику.
Истина сложна и неоднозначна. Сейчас еще не наступило время для установления точной и подробной хронологии истории древнейшей Руси. Ученые единодушно утверждают: наконец найдена родина наших предков ариев, разделившихся потом на две ветви иранскую и индо-иранскую. В 60 км от Аркаима найдена могила Заратуштры. А результаты раскопок на Алтае 2004 г.! Там в вечной мерзлоте в удивительной целостности и сохранности были обнаружены не вызывающие никакого сомнения в их древности многочисленные предметы, начиная от обиходной культуры до произведений прикладного искусства, насчитывающие свыше 6 тысяч лет! И уж совсем невероятными кажутся открытия, сделанные при строительстве административного здания в центре Москвы в марте 2005 г. Оказалось, что там проходили гладиаторские бои во времена, относящиеся к Римской империи! Как вы думаете, имея семитысячную историю, могли наши предки существовать без письменности? Найдены неопровержимые свидетельства того, что у нас существовала богатая письменная культура на основе глаголицы алфавита, созданного до н. э. на основе греческого алфавита.
Так что кириллица, созданная моравскими братьями Кириллом и Мефодием, - это лишь сугубо церковный алфавит, а до рунической письменности или слоговой руницы у нас была еще и глаголица. Кирилл создал христианское письмо («кириллицу») путем комбинаций существовавшей многие тысячелетия азбуки славян (русов, в первую очередь) и греческого алфавита, фактически «легализовав» славянскую руническую письменность, существовавшую задолго до того, как у других европейских народов появилась своя письменность. Исторические документы, на которые также ссылалась Екатерина II, говорят о том, что русские получили от Александра Македонского золотую грамоту за помощь и что грамоту, в смысле свою письменность, русские имели задолго до Рюрика. Это была слоговая руница.
Кирилл и Мефодий создали упрощённую церковно- славянскую азбуку, адаптированную для христианской церкви на земле Руссов. За основу они взяли Древнерусский Букварь, состоящий из 49 буквиц, из которого они убрали 5 буквиц, среди которых присутствовали горловые гласные. Четырём буквицам дали греческие названия и в результате появилась кириллица, то есть церковно-славянская Азбука уже с 44 буквицами. Кроме того Кирилл и Мефодий заменили «Ас Богов Ведает» (образы первых трёх буквиц) на «Аз, Буки, Веди», так как по христианскому учению слово «Бог» могло употребляться лишь в единственном числе. Дав славянскому миру, а значит, и нам, нашей Руси, церковный язык, братья оказали влияние на формирование духовного облика нашего народа, сблизили нас с другими славянскими народами и облегчили наши контакты с ними. Братья разработали письменность, объединяющую всех славян, и в этом их главная заслуга перед нами и всеми славянами, их подвиг.
И будет славить Русь родная Святых апостолов славян… И сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдает! Слава Кириллу, слава Мефодию- Братьям святым! День славянской письменности и культуры укрепляет межнациональное единство, осуществляет взаимодействие славянских народов с другими народами России, позволяет каждому из нас обрести сознание причастности к великой культуре и ответственности за неё.