Организация проектной деятельности на уроках географии учитель географии учитель географии I кв. категории I кв. категории МБОУ «Тишанская СОШ» МБОУ «Тишанская СОШ» Твердохлебова А.А. Твердохлебова А.А.
Цель: Цель: Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит обучающихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умение планировать работу, доводить ее до конца. Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит обучающихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умение планировать работу, доводить ее до конца. Объект: Объект: процесс преподавания школьного курса географии. процесс преподавания школьного курса географии. Предмет: Предмет: использование проектной технологии в преподавании географии. использование проектной технологии в преподавании географии.
Задачи: 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу. 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу.
Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии Проектная технология дает возможность: Реализовать деятельностный поход в обучении географии Реализовать деятельностный поход в обучении географии Решить проблему сокращения часов на изучение географии Решить проблему сокращения часов на изучение географии Формирования у школьников информационной компетентности Формирования у школьников информационной компетентности Овладения школьниками методами географического прогнозирования Овладения школьниками методами географического прогнозирования
Терминология «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных слов); «Проект» (от лат. projectus, брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план (Современный словарь иностранных слов); «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов (Педагогический словарь); «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов (Педагогический словарь); Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»). Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная деятельность учащихся Самостоятельная деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
Типология проектов По содержанию: По содержанию:Экологические,физико-географические, социально- экономические, комплексные,краеведческие, историко- географические
Типология проектов По способу преобладающей деятельности: По способу преобладающей деятельности:познавательные,творческие,игровые, практико- ориентированные, исследовательские Исследовательский проект Исследовательский проект
Типология проектов По уровню интеграции: По уровню интеграции: Монопредметные (выполняются на материале географии) Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Монопредметный проект Монопредметный проект
Типология проектов По продолжительности выполнения проекта По продолжительности выполнения проекта Средней продолжительности Долгосрочные По включенности проектов в тематический план По включенности проектов в тематический план ТекущиеИтоговые По количеству участников проекта По количеству участников проекта Индивидуальные,групповые
Этапы работы над проектом Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы
Параметры внешней оценки проекта: Параметры внешней оценки проекта: Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Примерная тематика проектов по географии В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», «По следам великих путешественников», «Помоги птицам, поможешь себе» и т. д. В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», «По следам великих путешественников», «Помоги птицам, поможешь себе» и т. д.«Помоги птицам, поможешь себе» «Помоги птицам, поможешь себе» В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репортаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репортаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Историко- культурный потенциал Белгородской области» и др. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Историко- культурный потенциал Белгородской области» и др.Историко- культурный потенциал Белгородской области Историко- культурный потенциал Белгородской области В 10,11 классах тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века» В 10,11 классах тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века»
Результативность Использование метода на уроках географии приемлемо, эффективно. Использование метода на уроках географии приемлемо, эффективно. Повысился интерес к предмету. Повысился интерес к предмету. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Качество обучения повысилось до 68 %. Качество обучения повысилось до 68 %. Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) В команде нет лидеров. Все члены команды равны. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Каждая группа, участвующая в проекте, получает План действий учащихся в проекте. Каждая группа, участвующая в проекте, получает План действий учащихся в проекте.
План действий учащихся в проекте Выбор темы проекта (исследования). Выбор темы проекта (исследования). Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.