Подготовила воспитатель МБОУ « НШ - ДС 58» Дудина Анна Анатольевна Городской конкурс профессионального педагогического мастерства «Учитель года – 2015» Методический семинар «Формирование элементарных математический представлений у старших дошкольников средствами игровых технологий»
Введение Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда педагог призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Низкий уровень познавательного интереса Низкий уровень познавательного интереса Низкий уровень сформированности элементарно - математических представлений Поиск наиболее эффективных педагогических технологий и путей их применения в образовательном процессе Игровые технологии
Цель опыта : способствовать эффективному формированию математических компетенций и повышению познавательной активности у старших дошкольников средствами игровых технологий. Задачи : 1) раскрыть особенности использования игровых технологий при ФЭМП ; 2) систематизировать и рационализировать использование средств игровых технологий в образовательном процессе ; 3) повышать интерес к математическим занятиям, интеллектуальным играм ; 4) развивать у детей эмоционально - образное и логическое мышление ; 5) формировать базисные математические представления, речевые умения.
Условия возникновения опыта В процессе работы со старшими дошкольниками 1. Познавательная незаинтересованность детей в образовательном процессе ; 2. Затруднения в усвоении старшими дошкольниками необходимых математических умений и навыков. Методическая литература Передовой педагогический опыт Современные образовательные технологии Игровые технологии – уникальное средство обеспечения познавательного развития дошкольников.
Теоретическая база опыта А. П. Усова « Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы ». Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. « Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью » Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин занимались разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике. В исследованиях В. И. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера разрабатывались вопросы теории и практики дидактической игры.
Ведущая педагогическая идея опыта : Актуальность опыта Возможность решения задачи успешного формирования ЭМП у детей Описание модели единой системы игровых средств для ФЭМП во всех видах деятельности у старших дошкольников Решение проблемы низкой познавательной активности у дошкольников при ФЭМП Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на подлинном интересе, на переживании радости познания математических представлений в характерной для детского возраста игровой форме.
В подборе, систематизации и рациональном использовании игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности старших дошкольников и эффективному формированию ЭМП у них. Новизна опыта Опыт может быть полезен педагогам, заинтересованным в повышении интереса и познавательной активности детей в процессе формирования математических компетенций ; Область применения – группы общеразвивающей направленности ( дети 5-7 лет ). Адресность опыта Длительность работы над опытом – 2 года ; Диапазон опыта – единая система игровых средств, проникающая во все сферы воспитательно - образовательного процесса. Трудоемкость опыта
Технология опыта Средства игровых технологий Создание оптимальных условий для познавательного развития детей Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников Принципы введения игровых технологий в образовательный процесс Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности Принцип адекватности используемого предметного содержания Принцип интерактивности
Этапы работы Аналитико - прогностический ( подготовительный ): изучение теоретической части вопроса ; проведение диагностики уровня сформированности математических представлений и уровня познавательной активности у старших дошкольников. Рабочий ( внедренческий ): Обобщающий : выявление наиболее эффективных методов и приемов игровых технологий, обеспечивающих успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе формирования элементарных математических представлений у детей. 1 этап 1 блок « Работа с детьми » - разработка перспективного планирования по ФЭМП с использованием игровых комплексов ; - создание предметно - развивающей среды в группе ( математический уголок « Заниматика »), картотеки дид. игр, медиа презентаций 2 блок « Работа с родителями » - повышение педагогической просвещенности родителей по теме ( родительские собрания, консультации, памятки, мастер - классы ) 3 блок « Работа с педагогами » - выступления на педсоветах, МО, консультации, показ занятий, мастер - классы 2 этап 3 этап
Результативность опыта Мониторинг сформированности элементарных математический представлений у старших дошкольников. Мониторинг уровня познавательной активности у старших дошкольников.
Основные выводы 2012 год Высокий уровень 43% Средний уровень 47 % - увеличение на 46%- - уменьшение на 36% год Высокий уровень 89% Средний уровень 11% Регулярное использование игровых технологий, направленных на развитие познавательных способностей старших дошкольников - расширяет математический кругозор дошкольников - повышает уровень познавательной активности детей - позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности - повышает качество математической подготовленности к школе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Величайшее искусство уметь превращать для детей в игру все, что они должны делать или выучить. Джон Локк Джон Локк