Научный руководитель: И.В.Новикова Работу выполнил: Богданов Андрей, ученик 8А класса МБОУ СОШ 6
Подсолнечник – уникальное растение Винсент Ван Гог Клод Моне Эудженио Монтале Принеси мне подсолнух, навеянный далью, Посажу его в почву, сожженную солью, Чтобы он к небесам, голубому зеркалью, Жёлтый лик обращал - свою жажду и волю.
Объект, предмет, актуальность и гипотеза
Цель и задачи Цель Исследовать биологические особенности подсолнечника, регулирующие механизм гелиотропизма при взаимодействии с дошкольными учреждениями для привлечения к научному познанию будущих школьников. Задачи вырастить культуру в соответствии с ее требованиями и исследовать в течение вегетации ее биологические особенности, связанные с гелиотропизмом. Привлечь к исследованиям воспитанников дошкольных учреждений поселка Зеленоборский для приобретении навыков исследовательской деятельности. В процессе исследований создать игровую площадку для детей «Домик из подсолнухов».
Материалы и методы Материал растения подсолнечника, выращенные рассадным способом на территориях детских садов 54 и 14 поселка Зеленоборский. Методы исследования рассадный метод выращивания культурных растений; метод наблюдения; эксперимент; измерение; метод сравнения
Ботаническая характеристика Подсолнечник однолетнее травянистое масличное растение. Стержневой корень сильно разветвлен, растет очень быстро и превышает рост стебля, чувствителен к уплотнениям почвы. Стебель прямостоячий, травянистый, у современных сортов и гибридов не разветвлен. Листья на стебле расположены спирально, первые четыре листа супротивные, сердцевидной формы, покрыты короткими жесткими волосками. Наиболее крупные листья находятся в средней части стебля. Соцветие - корзинка. наружные цветы стерильные язычковые. Большинство цветов корзинки трубчатые обоеполые. Плод семянка сжато-яйцевидной формы. Опыление перекрестное. Подсолнечник хороший медонос.
Технология выращивания Почва для посева должна быть рыхлая, теплая, хорошо удобренная. Для посева используют крупные калиброванные семена, со всхожестью не ниже 90 %. Расстоянием между растениями в рядках см. Глубина заделки семян на подзолистых почвах см В северных районах возможно выращивание через рассаду. Уход заключается в регулярном поливе, рыхлении, подкормках азотом от начала образования корзинки до конца цветения, фосфором от появления всходов до цветения и калием от формирования корзинки до созревания.
Ход работы:
Изменение высоты стебля за июнь
Начало бутонизации и цветения п\п t 0 C10 0 С13 0 С 14 0 С12 0 С 13 0 С15 0 С13 0 С12 0 С 1 чаша цвет 2 чаша цвет 3 чаша цвет 4 чаша цвет 5 чаша цвет 6 чаша цвет 7 чаша цвет 8 чаша цвет 9 чаша цвет 10 чаша цвет
Опыт по гелиотропизму
Полученные результаты нераскрывшиеся зеленые корзинки поворачиваются за солнцем с востока на запад; раскрывшиеся желтые корзинки подсолнечника в течение дня остаются неподвижными, ориентированными на восток; В процессе вегетации растений в исследования участвовали дошкольники и их воспитатели; Выращенные «Домики из подсолнуха» стали для воспитанников детских садов популярным местом для ухода и игры.
В процессе работ:
Выводы Гелиотропизм вызывает направленный изгиб растения к Солнцу. Изгиб органа возможен до тех пор, пока клетки проходят фазу растяжения в процессе роста. Объясняется он наличием ауксинов фитогормонов, усиливающих процессы роста у растений. Под влиянием ауксина на теневой стороне органа деление и рост клеток интенсивнее по сравнению со световой стороной. В связи с этим растение изгибается в сторону клеток медленно растущих, то есть к свету. При переходе растения в фазу цветения, рост клеток в длину прекращается и не обнаруживает движения. Исследование имеет практическое значение как способ приобретения навыков научного исследования дошкольниками. Результаты работ имеют практическое применение – созданные в процессе исследований «Домики из подсолнуха» стали для воспитанников детских садов популярным местом для игры.
Заключение Свет является необходимым элементом для жизни растений. Источник света перемещается по мере поворота Земли и молодые растения движутся за ним с востока на запад. Это движение у растений называется гелиотропизмом. Ориентируется по Солнцу и подсолнечник благодаря фитогормону, синтезирующемуся в растущих клетках. Исследование этого явления показало, что подсолнечник – культура, которую можно широко применять как объект для научного опыта. Крупные размеры подсолнечника и отдельных его органов, доступность посевного материала и простота культивирования позволяют использовать это растение для исследовательской деятельности дошкольников. Исследования биологических особенностей подсолнечника будут продолжены. Как носитель пропорций золотого сечения подсолнечник является совершенным творением природы. Расположение цветков, а соответственно и семян на соцветии подсолнечника отличается уникальностью. Это одна из тем для дальнейшего исследования подсолнечника.