Историко-культурологический комментарий к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная Дорога» Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1 к магистратура
Сегодня мы с вами, изучая произведения Н.А. Некрасова «Железная Дорога», окунемся в прошлое и узнаем точные факты о строительстве Николаевской железной дороги. Проводником в историю для нас станет Сова, которая будет обращать внимания на необходимые комментарии.
Из истории строительства… «В а н я (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? П а п а ш а (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! (Разговор в вагоне)» Николаевская железная дорога была построена в середине XIX для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году. Строительством дороги руководил назначенный в 1842 году Главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями граф Петр Андреевич Клейнмихель.
«Труд этот, Ваня, был страшно громаден Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Он-то согнал сюда массы народные. Многие - в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.» Для строительства дороги нанимали крестьян, Которые отдавали большую часть заработанных денег помещику. Рабочий день длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых.
«Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.» Рабочие действительно жили в самодельных землянках, шалашах, бараках. Тяжелый труд, плохое питание и условия жизни способствовали развитию таких заболеваний как цинга.
Землянка. Углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Цинга. Описание цинги Н.А. Некрасов представил достаточно точно в образе больного белоруса: «Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах.»
Рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался... Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни! Всё заносили десятники в книжку – Брал ли на баню, лежал ли больной: "Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!.." Махнули рукой... В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на лазарет. Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, не выход на работу) рабочие отвечали друг за друга деньги вычитались из заработка всей артели.
«В синем кафтане - почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть.» Интересный факт: В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился. Пришлось «виновникам» бежать впереди паровоза и посыпать рельсы песком.
Лабазник. Владелец лабаза, т.е. продуктового склада. Обычно обеспеченный человек, который мог занимать высокую должность и быть подрядчиком строительства, руководить частью строительства.
«Кто-то "ура" закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее... Глядь: С песней десятники бочку катили... Тут и ленивый не мог устоять!» Николаевская дорога, построенная силами простого народа, стала первой казённой железной дорогой в России и положила начало созданию в России железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 604 версты (645 км).
Спасибо за внимание!