Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Выполнила Комарова Екатерина Учитель Галюзина Анна Александровна г. Старый Оскол 2010
Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягненка (агнца) (Ин. 1:29), пеликана, рыбы, якоря и т. п. Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято- Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа запрещены. аллегорические агнца антропоморфных
Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы Α и Ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трех видимых лучах крестчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: Ѿ ОН с различными вариантами толкования. После раскола, как ответ старообрядцам, на написание имени Iсус с одной «и» в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи IИС ХС, не получившие широкого распространения. Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы Α и Ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трех видимых лучах крестчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: Ѿ ОН с различными вариантами толкования. После раскола, как ответ старообрядцам, на написание имени Iсус с одной «и» в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи IИС ХС, не получившие широкого распространения. Нимбересь Ария Нимбересь Ария Традиционные одежды Христа: нижняя пурпурный хитон с полосой клавам на плече, верхняя синий гиматий. Традиционные одежды Христа: нижняя пурпурный хитон с полосой клавам на плече, верхняя синий гиматий. хитонклавам гиматий хитонклавам гиматий
Иконографические типы 1. Спас Нерукотворный. 1. Спас Нерукотворный.Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный 2. Спас Вседержитель (Пантократор). 2. Спас Вседержитель (Пантократор).Спас Вседержитель (Пантократор)Спас Вседержитель (Пантократор) 3. Спас Эммануил. 3. Спас Эммануил.Спас Эммануил Спас Эммануил 4. Царь царем. 4. Царь царем.Царь царем Царь царем 5. Великий Архиерей. 5. Великий Архиерей.Великий Архиерей Великий Архиерей 6. Не рыдай Мене, Мати. 6. Не рыдай Мене, Мати.Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати 7. Благое Молчание. 7. Благое Молчание.Благое Молчание Благое Молчание 8. Добрый Пастырь 8. Добрый Пастырь Добрый Пастырь Добрый Пастырь 9. Лоза истинная 9. Лоза истинная Лоза истинная Лоза истинная 10. Недреманное Око 10. Недреманное Око Недреманное Око Недреманное Око
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображен в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отер им лицо. Изображение обычно о главном. Один из вариантов Чрепие или Керамида изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип «Плат Вероники», где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа «Спас Мокрая брада» изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Спас Вседержитель (Пантократор)Спас Вседержитель (Пантократор). Спас Вседержитель (Пантократор) Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ всевластный) центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или грудной. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма. Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма «Сил Небесных».троне Евангелиедеисусныхиконостасах ангельского
Спас Эммануил Спас Эммануил. Спас Эммануил Спас Эммануил, Еммануил иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа- отрока как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь царем Царь царем. Царь царем Царь царем, Царь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как "Царя царствующих и Господа господствующих" (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ("из уст") направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии "Архиерей Великий - Царь Царей". Апокалипсиса мандорлыдиадем
Великий Архиерей Великий Архиерей Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества (Пс CIX, 4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр V, 6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя
Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати... (Пьета) иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнаженное тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова при опущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Благое Молчание Благое Молчание. Благое Молчание Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.
Добрый Пастырь Добрый Пастырь Спаситель изображен в виде пастуха, окруженного овцами, либо с заблудшей овцой за плечами
Лоза истинная Лоза истинная. Лоза истинная Христос окружен лозой, в ветвях которой изображены апостолы и другие персонажи. В другом варианте Христос выжимает в потир гроздь с лозы, вырастающей из Него.
Недреманное Око Недреманное Око Спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами Спас иерей - Христос в облике священника. Царь Иудейский - Спаситель в терновом венце и багрянице