ПРОЕКТ СЦЕНАРИЯ – ЭТО «МОСТИК» ПО СООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Путешествие Игра подвижная Остановка разговорная ? Неизвестность, проблема ! Сюрприз Внимание Точка зрения Положительное отношение
Традиционный подход Мыследеятельностный подход Освоение ЗУН Освоение и присвоение Средства, система средств Алгоритм действий Способности (способ действия) Научение, передача способа действия Учение - обучение Объяснение Демонстрация алгоритма действия Воспроизведение алгоритма действия Проверка усвоения алгоритма действия Построения, выводы, логические заключения вводятся педагогом SIT (событие, провокация) «пустотность» «сбой» «неизвестность» Совместная работа педагога-воспитанника: ( Освоение - присвоение способа действия (выход детей в мышление: построение нового понятия, модели объекта) Рефлексия Рефлексия движения к содержанию Осуществляет действия по образцу, памяти в конкретной ситуации Осуществляет различную деятельность
Организация действия: - осознанность замысла действия; - наличие плана; - возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства; - возможность оценить результат действия и ответить на вопрос – зачем это действие нужно произвести Организация действия: - осознанность замысла действия; - наличие плана; - возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства; - возможность оценить результат действия и ответить на вопрос – зачем это действие нужно произвести способность Что и для чего делаю я? Что и для чего делаю я? Что и в каких целях делают другие люди? Что и в каких целях делают другие люди? п о н и м а н и е Развитие способности организации действий Активность - действие реагирование - замысел Активность - действие реагирование - замысел
Переход от активности – к совершению действий за счет освоения ребенком некоторых различений в действиях Цель – результат. Цель – что я хочу сделать, для чего, как будет выглядеть то, что я хочу сделать. Результат – что я получил в результате действий, похоже ли оно на то представление, которое у меня было до действия. Цель – средство Цель – что я хочу получить. (способ) Способ – как я буду это получать, могу ли я получить тоже самое, если внесу некоторые изменения, какие можно вносить. Ситуация – цель Ситуация - обстоятельства, действия или (задача) бездействие, приводящие к не желаемому настоящему или будущему. данных обстоятельствах и с данными людьми может быть реализована определенным способом. Замысел – Замысел –что хочу сделать, план действий, этапы реализация получения результата. Реализация – что получается на самом деле. Материал – продукт Материал, с которым буду работать, что подвергается преобразованию. Продукт – образ результата работы. Орудия и инструменты С помощью каких инструментов или орудий я могу получить конечный продукт.
Деятельность педагога по развитию способностей Методическая: -анализировать деятельность ребенка; -анализировать понимание выполненного им задания; -выявить способ, которым он воспользовался; -восстановить, какое представление о предмете ребенок имеет; -моделировать коммуникации; -прогнозировать возможные повороты разворачивания ситуаций; -конструировать и ининсценировать ситуации «учения-обучения». Методическая: -анализировать деятельность ребенка; -анализировать понимание выполненного им задания; -выявить способ, которым он воспользовался; -восстановить, какое представление о предмете ребенок имеет; -моделировать коммуникации; -прогнозировать возможные повороты разворачивания ситуаций; -конструировать и ининсценировать ситуации «учения-обучения». Диагностическая: -определять уровень сформированности способностей для конкретизации единицы содержания сообразно возрасту ребенка Диагностическая: -определять уровень сформированности способностей для конкретизации единицы содержания сообразно возрасту ребенка
Типы детей одни дети сначала должны прожить эти элементы в действовательном плане, потом их осмыслять, потом начинать планировать свою деятельность. Это дети-действователи, у которых активность опережает осознание; дети другого типа начинают с понимания чужой деятельности и продвигаются за счет столкновения своего понимания и реального осуществления деятельности. Это дети- речевки, которые любят поговорить, но не любят действовать; формально возможен и третий тип дети, исходно находящиеся в рефлексивно-понимающей позиции и по поводу замысла и планирования, и по поводу реализации одновременно. Таким детям можно организовать продвижение за счет введения их во все более усложняющийся опыт, ставить перед ними все более сложные задачи.
Различение замысла и реализации Реализация Замысел Рефлексия соответствия реализации замыслу
КОММЕНТАРИИ К ЭТАПАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I ЭТАП - ВХОЖДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ ( проблемная ситуация, ситуация сбоя); II ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; III ЭТАП – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ; IV ЭТАП – ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ; VЭТАП – ИТОГ ЗАНЯТИЯ;
Вопросы направленные на выстраивание замысла -Что ты хочешь сделать? -Для чего ты это будешь делать? -Как ты собираешься это сделать? -Что за чем ты будешь делать (в какой последовательности)? -Какой материал тебе нужен (что тебе нужно для дела)? -Каким инструментом ты будешь пользоваться, посмотри всё ли есть у тебя? -С кем ты будешь работать? Вопросы направленные на анализ реализации -Что ты сейчас делаешь? -Что ты уже сделал? -Что будешь делать дальше? (этапы) -У тебя получается? - В чем у тебя трудность? Вопросы рефлексии соответствия реализации замысла -Что ты хотел сделать? - У тебя получилось? - То, что получилось, похоже на то, что ты хотел сделать или ты поменял план? -Почему ты поменял план, думаешь, так дальше не получится сделать ? -В чём мы допустили ошибку, когда планировали? -Как надо было спланировать (придумать)? Общий вопрос, направленный на цель занятия: - Для чего мы делали … ?