С ОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ Часть 2. Тренинг как организационная форма профессионального образования Контент-анализ документов Современная лекция Кейс-технология
С ОДЕРЖАНИЕ Тренинг как организационная форма профессионального образования Контент-анализ документов Современная лекция Кейс-технология
Т РЕНИНГ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тренинг (англ. training от train обучать, воспитывать) метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Т РЕНИНГ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ ПАРАДИГМ : тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного «стираются» нежелательные; тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
В ИДЫ ТРЕНИНГОВ Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес- тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др. Психотерапевтический тренинг (более корректное название психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии психодраматические,гештальт-группы, группы телесно ориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ)занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales- тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга. Бизнес-мастерская новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес- тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта
М ЕТОДЫ ТРЕНИНГА На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др. Кейс проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий. Деловая игра имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. Групповая дискуссия совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Игры-разминки инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания. Фасилитация инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло. Видеоанализ инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Цель проведения тренинга: привить участникам, а в дальнейшем и развить, способности, знания и навыки осуществления такого рода обучения, развить поведенческие знания участников и приумножить активность их работы. Тренинг направлен на развитие у будущих специалистов системы общих и специфических умений, которые способствуют решению профессиональных задач проблемного типа. Задачи отличаются необходимостью проникновения в механизм возникновения проблемы, установления причинно-следственного соответствия, нахождения дополнительной информации и принятия решения в ситуации выбора из нескольких альтернатив, ограниченности времени и неопределенности условий
Ядром такого мышления является способность к логическому построению синтетической и динамической картины проблемы, переходу от восприятия явления к воссозданию его внутренней структуры и развития. В своем роде это- «умственное видение»- важнейшее качество специалиста, которое определяется уровнем развития восприятия, воображения, памяти и внимания. В образовательной практике процесс формирования профессиональных особенностей диагностического мышления выступают в качестве практического контекста, интегрирующего имеющиеся знания и практические навыки работы с конкретным содержанием. Диагностическое мышление - это специфика умственной деятельности диагноста, обеспечивающая наиболее эффективное использование данных науки и личного опыта применительно к конкретному диагностическому случаю.
Формирование интегративной основы начинается с обучения, т.е. овладевание специфической системы знания которая опирается на соответствующую систему умения и навыков. Образующиеся в ходе обучения диагностические умения и навыки могут быть определены как праксиологический конструкт- модуль общего способа решения типичных проблемных ситуаций, которые максимально быстро и точно воспроизводиться и требуют минимальных затрат нервной энергии для решения поставленной задачи. Основная функция: обеспечение связи между теорией и практикой, возможностей применения психологического знания для разрешения реальных жизненных и профессиональных ситуаций.
Н А КОГО РАССЧИТАН ТРЕНИНГ ? В силу интегративной специфики диагностических умений эффективное участие в данном тренинге возможно только при серьезной психологической и профессиональной подготовке, позволяющей оперировать различными знаниями и применять их для решения конкретных проблем С этой точки зрения тренинг диагностического мышления рассчитан на студентов старших курсов, владеющих теорией и готовых к практической деятельности. А так же, в тренинге могут принимать участия действующие специалисты для повышения своей квалификации.
Содержание программы тренинга и его структуры, определение стратегии реализации поставленной цели и выбор средств работы обусловливается с одной стороны, особенностями тренинговой программы как специфической обучающей формы, а с другой - характером формируемых диагностических умений. В связи с этим присутствуют все компоненты наиболее часто в тренинговые программы.
К ОМПОНЕНТЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВКЛЮЧАЕМЫЕ ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ 1. Теоретическое обоснование. Разъяснение терминологии, обзор основных понятий и навыков, которые необходимы в ходе тренинга которым будут обучать. 2. Моделирование. Точное представление образцов, которое должны быть усвоены с использованием наблюдения, воспроизведения образца, само вербализации- объяснение самому себе опыта и результатом своих действий. 3. Разыгрывание ролей. Практика в освоении различных моделей решения проблемы, способов работы с информацией, возможных профессиональных позиций в диагностической ситуации и приемов преодолений и рассогласований. 4. Обратная связь. Индивидуальное и групповое отслеживание эффективности и качества освоения тренинговой программы: особенности формирования диагностических навыков и возникающих в ходе диагностического процесса трудностей. 5. Домашняя работа. Перенос навыка. Домашние задания способствующие закреплению формируемых умений во вне учебной среде.
Ч ТО ДЕЛАЕТ ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНЫМ ? Используется один из 3 вариантов: 1. Групповое решение диагностической задачи. (группа из трех человек- клиент-консультант-наблюдатель). 2. Индивидуальная контрольная работа- письменное решение проблемы с описанием всех этапов диагностического процесса. 3. ЭССЭ –самоотчет с рефлексивным отражением изменений, произошедших в ходе тренинга.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Контент-анализ (от англ. contens содержание) метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Ядро концептуального контент – анализа составляет модель предмета анализа, включающая: 1) категориальную модель предмета анализа; 2) систему единиц счета; 3) определение мер (единиц) измерения.
Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
Не все документы могут стать объектом контент- анализа.
СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ
ТИПЫ ЛЕКЦИЙ КОНТЕКСТНО- НАУЧНАЯ ЛЕКЦИЯ КОНТЕКСТНО- ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛЕКЦИЯ КОНТЕКСТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМ КОНТЕКСТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК
КОНТЕКСТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛЕКЦИЯ Контекстно-информационная лекция выстраивается в логике педагога от одной практической ситуации к другой(не обязательно сферы будущей профессиональной деятельности) при постановке разных способов разрешения поставленной перед аудиторией проблемы практического плана в рамках читаемого курса. Чтение такой лекции сопровождается описанием, показом или визуальной демонстрацией таких ситуаций, объяснением причин и источников возникновения такого рода ситуаций, сравнительным анализом используемых средств, методов и технологий с опорой на результаты специальных научных исследований и инновационный опыт специалистов.
КОНТЕКСТНО-НАУЧНАЯ ЛЕКЦИЯ Контекстно-научная лекция строится в логике раскрытия научных фактов при анализе методов и результатов специальных исследований и проводимых экспериментов, а также непосредственным включением студентов в моменты проведения опытов или экспериментов, демонстрируемых на лекции. Благодаря таким лекциям студент не только приобщается к результатам научного поиска и расширяет научно-информационное поле, учится анализировать и структурировать научную информацию под руководством преподавателя, но и расширяет представление о значимости науки и научных исследований для совершенствования своей будущей профессиональной деятельности.
КОНТЕКСТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ Технология проектирования и чтения контекстно- профессиональной лекции отражает логику появления проблемных ситуаций в сфере будущей профессиональной деятельности специалиста и применения самых эффективных методов или технологий их разрешения с опорой на опыт специалистов и (или) научные разработки.
ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМ КОНТЕКСТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБОК Лекция с заранее запланированным контекстом профессиональных ошибок выстраивается в логике появления типичных ошибок молодых специалистов. На первых этапах самостоятельной профессиональной деятельности и привлечением самих студентов к объяснению причин их возникновения и риску путей преодоления. С их помощью преподаватель формирует у студентов коллективное понимание не только специфики, но и сложности о будущей профессиональной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛЕКЦИИ 1. Цели лекционного курса связаны с передачей и усвоением знаний в контексте будущей профессиональной деятельности, формированием готовности студентов решать научные, профессиональные и социально значимые задачи. 2. Содержание лекционного курса отбирается с учетом принципов: единства мотиваций содержательной и процессуальной стороны обучения; понимания личностного смысла предлагаемой новой информации и процесса ее освоения; научной и профессиональной ориентации предлагаемых учебных и профессиональных ситуаций.
С помощью контекстных лекций задается последовательный переход от «просто» передачи информации до активного освоения содержания лекции с включением механизмов погружения студентов научный, профессионально-практический и жизненный контекст через конкретные ситуации. 3. Проектируется деятельность студента по усвоению содержания через комплекс специально подобранных учебных заданий, моделирующих основные типы практических или профессиональных задач.
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ Результатом лекции является теоретическая готовность студента использовать знания в решении профессиональных задач. Только при этом условии можно рассчитывать на заинтересованное участие самого студента в процессе профессиональной подготовки в ходе обучения в вузе.
кейс-технология (кейс от англ. случай) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Специфика данной технологии состоит в создании кейса и методики его использования в учебном процессе. Отличительная особенность кейс-метода создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни или профессиональной деятельности. Кейс существенно отличается от традиционных учебных задач и упражнений. Кейсы события и ситуации из реальной жизни и практически конкретных людей допускают множество решений и альтернативных путей их поиска.
соответствие кейса цели его создания и применения в образовательных целях; актуальность и типичность отбираемых ситуаций или событий определение уровня их сложности демонстрацию ярких примеров из каждого типа отбираемых событий и ситуаций определение и раскрытие потенциала таких ситуаций в развитии аналитического мышления дискуссионный характер обсуждения событий или способов пения жизненных ситуаций отбор ситуаций, допускающих разные варианты их решения ПРИ РАЗРАБОТКЕ КЕЙСА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ 1-й этап Определить цель создания кейса. Например, обучение эффективным коммуникациям в условиях конкретной социальной группы (организации, фирмы, разновозрастного коллектива и т.п.). Для этого разрабатывают кейс для конкретного, например, хорошо известного предприятия, описав особенности коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы и с клиентами за его пределами. Далее следует разработать вопросы и задания, которые позволят субъектам освоить различные виды коммуникаций (в период совещаний разного уровня, в момент обсуждения отчетов, при первой и повторной встрече с клиентом и т.д.).
2-й этап: Соотнести отобранные ситуации и события с главной целью работы с этой информацией. 3-й этап: Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса (интернет-ресурсы, каталоги печатных изданий, публикации, статистические сводки и т.п.). 4-й этап: Собрать информацию и данные для кейса, используя различные источники. 5-й этап: Подготовить первичный материал для представления его в кейс (макетирование, компоновка материала, определение формы и вида презентации и т.д.).
6-й этап: Оформить кейс в каком-то определенном виде, доступном для других пользователей. 7-й этап: Обсудить кейс с привлечением как можно более широкой аудитории и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. При необходимости откорректировать. 8-й этап: Подготовить методические рекомендации по использованию кейса. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссий и презентации кейса, описать предполагаемые действия студентов и преподавателя в момент обсуждения кейса.
КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ Конкретные ситуации могут быть представлены в различной форме от нескольких предложений на одной странице до множества страниц, вначале учащимся или студентам следует предлагать малые кейсы. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за длительный период времени. Конкретная ситуация может быть представлена в печатном виде, с включением в текст фотографий, диаграмм, таблиц и т.п., что придает кейсу большую наглядность и делает его привлекательным. В последнее время особенно популярны мультимедиапрезентации, которые сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЫЧНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ДВУХ МЕТОДОВ: Открытая дискуссия. Успешность дискуссии во многом зависит от того, как ее организуют и руководят самим процессом. Руководство может начаться сразу же после получения кейса студентами. Задавая вопросы, преподаватель направляет внимание субъектов на определенную информацию, рекомендует применять те или иные аналитические методы. Традиционный метод ученики или студенты оценивают ситуацию, анализируют ее и предлагают свои решения и рекомендации. Хотя этот метод позволяет преподавателю осуществить контроль, однако многие ученики и студенты минимизируют свои учебные усилия, так как могут быть опрошены только один-два раза за все занятие. Тем не менее метод опроса развивает у них аналитические и коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Метод индивидуального или группового опроса
Э ТАПЫ АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1-й этап. Групповая презентация. Работа в группах с дальнейшим совместным обсуждением проблем, представленных в ситуациях. Каждая группа предлагает свои решения. Групповая презентация. Участники задают друг другу вопросы.
2- Й ЭТАП. О БСУЖДЕНИЕ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ Упражнение-разминка «Буквенная ассоциация». Участникам предлагается назвать ощущения, чувства, которые они испытали во время практического занятия, используя слова, которые начинаются с каждой буквы слова «ситуация». Участники по кругу называют свои ассоциации, тем самым озвучивается весь спектр ассоциаций. Участникам предлагается ответить на вопрос: «Чем привлекателен для меня метод конкретных ситуаций?» Каждый участник получает три карточки, на которых пишет ключевое слово или словосочетание. Все ответы помещаются на доске, при этом сопровождаются короткими комментариями участников. Классификация ответов.
3- Й ЭТАП. О СМЫСЛЕНИЕ СОМНЕНИЙ И РИСКОВ Участники делятся на малые группы и при помощи метода «карта сознания» анализируют свои впечатления. Метод «карта сознания». В центр листа помещают обсуждаемую тему, и далее вокруг темы фиксируются высказанные идеи; ближе к центру круга располагаются те из них, которые наиболее значительнее с точки зрения участников. Презентация групповой работы.
4- Й ЭТАП. З АВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ Участникам предлагается сформулировать свои впечатления от работы в одной фразе. Метод «Вспышка».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!