Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
« Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». В. А. Сухомлинский 1. Что такое « анализ »? 2. Для чего анализируется урок. 3. Самоанализ урока.
АНАЛИЗ - это общая оценка учебно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Цели анализа урока Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков студентов Инструктирование педагога Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса Выявление системы работы учителя Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе Применение педагогических технологий
В ходе анализа учитель получает возможность : 1. Взглянуть на свой урок как бы со стороны. 2. Осознать урок как явление в целом. 3. Целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы, во взаимодействии с группой и конкретными студентами.
Анализ позволяет : 1. Оценить свои сильные и слабые стороны. 2. Определить нереализуемые резервы. 3. Уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Процесс анализа урока многогранен : 1. Психологические особенности личности учителя. 2. Деятельность учителя на конкретном уроке. 3. Организаторские и познавательные способности учителя.
4. Действия по усвоению студентами преподаваемого материала. 5. Выработка необходимых умений и навыков. 6. Опора на закономерности общения в системах « преподаватель - студент », « студент - студент », обусловленные спецификой учебного процесса.
Анализ урока формирует у учителя : 1. Аналитические способности. 2. Развивает интерес. 3. Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям стандарта. Доступность изложения. Научность изложения ( соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике ).
Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов обучающихся.
Анализ методики проведения урока ( деятельность учителя ). Правильность отбора методов и средств обучения с учётом : темы урока, цели урока, возможностей группы, возможностей самого учителя. Разнообразие методов и приёмов, применяемых на уроке. Формирование у обучающихся новых понятий.
Качественное освоение нового материала Использование современных средств обучения ( наглядных пособий, ТСО …). Организация учителем самостоятельной работы обучающихся. Педагогическая техника учителя : темп речи, эмоциональность изложения, использования специальной терминологии, приёмы влияния на обучающихся.
Анализ работы обучающихся на уроке. Активность и работоспособность обучающихся на разных этапах урока. Выполнение обучающимися единых требований ( есть ли требования учителя к обучающимся при изучении предмета, в чём они выражаются, являются ли данные требования учителя едиными для всех ).
Наличие навыков самоконтроля. Качество знаний и умений обучающихся ( глубина, осознанность знаний, умение выделить главное, применить знания и умения в различных ситуациях ). Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. Реакция на оценку учителя.
Правила проведения анализа. Дружественность, доброжелательность ( Правильно ли я вас понял, коллега ?). Ищите в уроке лучшее, а не худшее. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам. Слушайте других, не повторяйтесь.
Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.
Самоанализ урока - один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.
Самоанализ даёт возможность : 1. Формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников. 2. Развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей.
3. Формировать умение чётко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда. 4. Сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Литература : Конаржевский Ю. А. Методические рекомендации по педагогическому анализу урока. - Челябинск г. Махмудов М. И. Современный урок. - М., 1991 г. Поляков Е. М., Бадаев В. И, Анализ урока. - Саратов г. Симонов В. П. Урок и его анализ.// Народное образование 7, 1991 г. Фоменко В. Р. Основы анализа урока. - Ростов - на - Дону, 1999 г.