Депрессии у детей Татьяна Низовцева MPH, заведующая психологической службой СГМУ Бочарова Елена Алексеевна дмн, доцент института психического здоровья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Advertisements

Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
( от лат. deprimo « давить », « подавить ») психическое растройство, характеризующееся « депрессивной триадой »: снижением настроения и утратой способности.
Психические расстройства у ВИЧ-инфицированных. Цель занятия : изучить клинические проявления психических расстройств, наиболее часто встречающихся у пациентов.
Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической.
Астенический синдром. Клинический аспект Проявление инфекционных или эндокринных заболеваний Стресс Психические или физические нагрузки Повреждение или.
МЕЖДУ ТЕМ ПРИМЕРНО 8 МЛН ЧЕЛОВЕК В СТРАНЕ СТРАДАЕТ ДЕПРЕССИЕЙ. ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ, ПРИВЕДЕННЫМ В ТОМ ЖЕ ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ, ЕЖЕГОДНО К ВРАЧАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Профилактика вредных привычек школьников Общешкольное родительское собрание Подготовила ответственная по воспитательной работе МБОУ «Солоновская СОШ» В.В.Тумакова.
Депрессии при эндокринных заболеваниях БАКИРОВА А.Ш., врач-эндокринолог городской поликлиники 3 г. Кызылорда.
Школа приемных родителей «Оберег» ТЕМА: Жестокое обращение с детьми Калтанский городской округ Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский.
В детский сад с радостью. « Садовник собираясь посадить дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему,
Критерии вторичной психологической адаптации ребенка (ноябрь – декабрь) 1. Успешное усвоение учебного материала: – работа на уроках; – самостоятельное.
Профилактика депрессивных состояний в детско-подростковой среде Джишкариани Е.А. педагог-психолог БШ 2 г.п.Корма.
Транксрипт:

Депрессии у детей Татьяна Низовцева MPH, заведующая психологической службой СГМУ Бочарова Елена Алексеевна дмн, доцент института психического здоровья СГМУ

Депрессия (от лат. deprimo – давить, подавить) – аффективное расстройство, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение

Депрессия может быть одним из симптомов, синдромом или самостоятельной болезнью. Распознаванию детской депрессии мешает ее своеобразие

Трудности диагностики Замкнутость детей нередко воспринимается как депрессивное расстройство. Детская депрессия ошибочно расценивается как замкнутость. Клиническая картина депрессии смазывается особенностями личности ребенка, связанными с его развитием, семейными влияниями, культурой и интеллектуальным развитием. Родители неосознанно стремятся не замечать печаль, чтобы избежать усугубления вины из-за неправильного или невнимательного отношения к своим детям

Трудности диагностики Протекает на фоне «нормальных» возрастных изменений Имеет возрастную специфику «Хаос симптоматики» Всегда является «маскированной», т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических жалоб

Причины депрессии у детей Осложнение инфекционных заболеваний Острые или хронические стрессы Нарушения нормального протекания биохимических процессов в головном мозге (т.е. вне связи с видимыми причинами) Сезонность, особая чувствительность к климатическим условиям (часто у детей, перенёсших гипоксию в родах) Наследственность

Классификация ( Malmquist С. P.,1975) 1. В ассоциации с органическим заболеванием: а)симптоматика часть патологического процесса; б)вторичная (реактивная) симптоматика по отношению к органическим проявлениям. 2. Депривационные синдромы, связанные с эмоционально обедненной средой: а)анаклитическая депрессия (под влиянием разлуки ребенка с матерью); б)лишенный эмоциональности тип характера.

Классификация ( Malmquist С. P.,1975) 3. Синдромы, связанные с трудностями формирования индивидуальности: а)проблемы отрыва от семьи индивидуализация; б)школьные фобии с депрессивным компонентом.

Классификация ( Malmquist С. P.,1975) 4. Латентные (скрытые) типы: а)связанные с потерей значимого для больного объекта; б)неспособность принять недостижимые идеи; в)маниакально-депрессивный психоз; д)безэмотивные типы характера (общая ангедония);

Классификация ( Malmquist С. P.,1975) 5. Подростковые типы: а)расстройство настроения; б)реактивные состояния; в)шизофреническая депрессия; г)депрессия.

У детей чаще вместо типичных симптомов сниженного настроения наблюдаются эквиваленты, в основе которых лежат аффективные расстройства. Например: отсутствие веры в себя - желание чтобы жалели - соматически необъяснимый симптом-

Типичные черты депрессии у детей (Иовчук Н.М., 2003) Кратковременность Быстрота смены депрессивных состояний возбуждением Массивность вегетативных нарушений Школьная неуспеваемость Выраженность фиксации на своём физическом состоянии Эпизоды тревоги, страха, навязчивости Грубость Нарушения поведения

Период предвестников Вегетативные расстройства, выступающие на первый план (не попадают в поле зрения детского психиатра) Начало депрессии расценивается как соматическое заболевание или последствия перенесённого заболевания Обратить внимание на изменение поведения ребенка!

Инициальный период Изменение формы эмоционального реагирования Резко меняется внешний облик ребенка (похудание, бледность, угрюмое выражение лица)

На высоте депрессии Вегетативные расстройства Соматические расстройства Болевые расстройства (чаще приступообразны) Псевдоневрологическая симптоматика Дети на фоне депрессии чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями

Симптомы депрессии у детей зависят от: Возраста Стадии развития ребёнка Пола Семейного окружения Когнитивных возможностей

Частые виды депрессии в детском возрасте: Соматизированная депрессия Реактивная депрессия (связана с острыми, подострыми, хроническими психическими травмами)

Соматизированная депрессия Симптоматика, имитирующая соматическое заболевание Болезненные телесные ощущения настолько выражены, что на долгое время заслоняют собой депрессивную симптоматику

Основные проявления реактивной депрессии Печальный вид Раздражительность или гнев Жалобы на переживания грусти, легкое появление слез Сниженное настроение Повышенная чувствительность при отказе Стремлением к одиночеству, социальная самоизоляция Чувство безнадежности, беспомощности, пессимизм

Основные проявления реактивной депрессии (продолжение) Утрата интересов и удовольствия Уменьшение деятельности дома или с друзьями Снижение энергичности Нарушение концентрации внимания, памяти Появление мыслей бесполезности, виновности и уничижения (с ипохондрическим и суицидальным содержанием или без него, мысли о смерти)

Основные проявления реактивной депрессии (продолжение) Изменения аппетита Нарушения сна Боли в животе, головные боли

Возрастные особенности В дошкольном возрасте – расстройства настроения и двигательной активности, снижение инициативности, стремление к одиночеству Приступы немотивированного плача, агрессивность, Энурез, энкопрез Страх темноты, одиночества Соматические симптомы, маскирующие аффективные нарушения: расстройства пищевого поведения, кишечные колики, расстройства сна, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др.

продолжение Отказ от участия в играх, стремление к уединению или, наоборот, нежелание покинуть общество взрослого, Вступление в ссоры, драки, аутоагрессия, стремление к разрушительным действиям Раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки Апатия, равнодушие, безучастность, грусть, скука, задержка интеллектуального, речевого развития Идеи самообвинения, мысли о смерти, просьбы о наказании, суицидальные высказывания и намерения.

Возрастные особенности у школьников (Исаев Д.Н., 2011): 1) утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66% депрессивных детей); 2) затруднения при выполнении школьной программы (51%); 3) желудочно-кишечная симптоматика (40%); 4) страх посещения школы, прогулы занятий (31%); 5) энурез (30%); 6) нарушения поведения (26%); 7) расстройства сна (23%);

продолжение 8) неопрятность, пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (21%); 9) чрезмерное пристрастие к сладкому (20%); 10) уходы из дома (20%); 11) головная боль (14%); 12) энкопрез (11%); 13) сосание пальцев (8%); 14) «сердечные жалобы» (2%).

Диагностика депрессии Наблюдение (в т.ч. за невербальной коммуникацией) Беседа Опросники по выявлению эмоциональных расстройств Проективные методы исследования Диагностика семейных отношений

Лечение депрессий ВРАЧ (!) Медикаментозное лечение Индивидуальная и групповая психотерапия Семейное консультирование и психотерапия

Профилактика депрессий у детей Риск депрессии можно уменьшить, если в семье и образовательном учреждении всё делается с уважением к ребёнку, с учётом уровня его развития Понимать чувства ребёнка Принимать ребёнка таким, какой он есть

СПАСИБО!