Младший школьный возраст.
Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня. 7. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
СИСТЕМА "РЕБЕНОК - ВЗРОСЛЫЙ" ДИФФЕРЕНЦИРУЕТСЯ: СИСТЕМА "РЕБЕНОК - ВЗРОСЛЫЙ" ДИФФЕРЕНЦИРУЕТСЯ:
СИСТЕМА "РЕБЕНОК - УЧИТЕЛЬ" СТАНОВИТСЯ ЦЕНТРОМ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ОТ НЕЕ ЗАВИСИТ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ БЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ УСЛОВИЙ: СИСТЕМА "РЕБЕНОК - УЧИТЕЛЬ" СТАНОВИТСЯ ЦЕНТРОМ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ОТ НЕЕ ЗАВИСИТ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ БЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ УСЛОВИЙ:
Требования всё время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к необходимому уровню. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Постоянно растущие требования, которые предъявляются учебной работой и коллективом к личности ребёнка, к его вниманию, памяти, мышлению. Научный уровень психического развития и развития качеств Личности.
Основная деятельность младшего школьника учение приобретение новых знаний, умений и навыков накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе
Субъективная психологическая готовность к обучению в школе желание и стремление учиться в школе своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми
Объективная психологическая готовность к обучению в школе Внимание относительно длительно и устойчиво Память достаточно развита Острота и свежесть восприятия Любознательность Яркость воображения Речь довольно развита
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятия. 1. В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. 2. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину): Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину): 1. Мотивация. 2. Учебная задача. 3. Учебные операции. 4. Контроль и оценка.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
Возрастные особенности памяти 1. Усиливается роль и удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания. 2. Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. 3. Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. 4. Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Возрастные особенности воли 1. Общая недостаточность воли. 2. Наблюдается капризность, упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. (Причина – недостатки семейного воспитания)
Возрастные особенности внимания 1. Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации). 2. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание (Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны).
Возрастные особенности мышления 1. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. 2. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. 3. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Возрастные особенности развития воображения 1. Совершенствование воссоздающего воображения. 2. Развивается творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
Развитие личности младшего школьника 1. Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. 2. Сильно подвержено внешнему влиянию. 3. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. 4. Начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам). Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Эмоциональность младших школьников Младшие школьники очень эмоциональны. 1. Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. 2. Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. 3. В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.