«Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса». Подготовила: заместитель директора по УВР Л.О.Ибрагимова
Цель: совершенствование форм и методов научно-методической и психолого- педагогической поддержки профессионально-личностного развития педагога, формирование внутренней позиции успешного педагога.
Задачи: Проанализировать значимость личностно- профессиональных качеств педагога для участников образовательного процесса. Рассмотреть взаимосвязь развития личностных и профессиональных качеств педагога. Расширение зоны личной уверенности педагогов. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается следующее содержание: умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом; умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход; умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе; умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся; умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета. умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики; умение в совершенстве владеть своим орудием труда - речью, словом; умение критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела; умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.
Упражнение «Мозговой штурм» – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Продолжите предложение, не повторяя друг друга. Личностный рост педагога – это…
повышение квалификации; чтение литературы; саморазвитие; участие в конкурсах; уметь анализировать свои поступки; уметь вовлекать в значимую деятельность других людей; учиться развивать свои хорошие качества; учиться всегда и везде; самосовершенствование; применять индивидуальный подход; иметь личное мнение; признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя:
В состав этого качества входят: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда. Эмоциональность
Выразительность речи Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»: общение – с хорошей литературой, искусством, природой; общение – с интересными людьми, любовь, дружба; общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток.
Организаторские способности Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Чувство юмора Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку.
Настойчивость, дисциплинированность Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
А теперь я прошу вас рассказать, как происходит ваш личностно-профессиональный рост в нашей школе …. (3-минутное выступление педагогов).
Ученики 12 класса отдают предпочтение таким качествам, как: 1. Личное обаяние (внимательное искреннее отношение к окружающим). 2. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным. 3. Использует интересную информацию на уроке и вне его. 4. Объективно оценивает знания учеников. 5. Проявляет тактичность, корректность по отношению к другим.
Ученики 11 класса ставят во главу угла: 1. Поддерживает дисциплину. 2. Способен понимать и чувствовать другого человека. 3. Предъявляет единые требования (ко всем учащимся на всех этапах работы). 4. Использует интересную информацию на уроке и вне его. 5. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным.
Ученики 10 класса выбирают: 1. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным. 2. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика. 3. Объективно оценивает знания учеников. 4. Предъявляет единые требования (ко всем учащимся на всех этапах работы). 5. Использует интересную информацию на уроке и вне его.
1. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным. 2. Личное обаяние (внимательное искреннее отношение к окружающим). 3. Поддерживает дисциплину. 4. Использует интересную информацию на уроке и вне его. 5. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика. Результаты анкетирования учителей подтверждают это:
Спасибо за внимание!