Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Михаил Юрьевич Лермонтов Родился 3 октября 1814 г в Москве. Воспитался бабушкой Е.А.Арсеньевой. Детство будущего поэта прошло в Тарханах - имении бабушки, где он был покорён скромной красотой русской природы, познакомился с народным творчеством, традициями, поверьями
Тема урока: «Роман «Герой нашего времени» как социально - психологический роман. Особенности жанра и композиции»
«Герой нашего времени» - первый русский психологический роман – по глубокому психологизму в раскрытии образа главного героя и по широте и многообразию отражённой в нём социальный действительности. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов исследует личность, сформированную данным веком. Но портрет поколения даётся не только в образе Печорина - каждый персонаж оказывается представителем своего времени, определённым социально-психологическим типом.
История создания романа Был задуман в 1837 году В 1838 году в журнале «Отечественные записки»появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа»В 1838 году в журнале «Отечественные записки»появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа» В конце 1839 года увидела свет повесть «Фаталист», а затем «Тамань». В конце 1839 года увидела свет повесть «Фаталист», а затем «Тамань». Первоначальное название романа - «Один из героев начала века» Первоначальное название романа - «Один из героев начала века» В 1840 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» В 1840 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени»
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ - многопланов: Автор указывает, во-первых, на то, что в произведении поставлена проблема «человека и эпохи», его сформировавшаяся, во-вторых, на то, что в центре романа- внутренний мир (психологический портрет) личности, в которой сконцентрированы все характерные черты, - и достоинства, и недостатки его современников. И наконец, ещё один смысл названия: герой, которого заслуживает его время, его эпоха.
Композиция романа Особенности: Отсутствие единой сюжетной линии. Отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и своё заглавие. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и своё заглавие. Главный герой объединяет эти части в единый роман. Главный герой объединяет эти части в единый роман.
Особенности построения романа - Хронологическая последовательность событий (фабула) не соответствует последовательности глав в романе Особенности построения романа - Хронологическая последовательность событий (фабула) не соответствует последовательности глав в романе Хронологическая последовательность событий (ФАБУЛА) Последовательность глав в романе 1. «Тамань» 1.«Бэла» 2. «Княжна Мери» 2.«Максим Максимыч» 3. «Бэла» 3. «Тамань» 4. «Фаталист» 4. «Княжна Мери» 5. «Максим Максимыч» 5. «Фаталист»
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА. Размышления о предопределённости судьбы человека, о соотношении свободы воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни занимают центральное место в проблематике романа. И автора и Чечорина интересует, как соотносятся обстоятельства(общественные, исторические), которые формируют личность, её мысли и желания, и индивидуальная воля, ответственность человека за своё поведение. Для Лермонтова нет однозначного ответа на вопрос: существует ли предопределённость, судьба?
ВЫВОДЫ Печорин – главный герой романа.Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Действующие лица расположены контрастно. Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его. Композиция произведения помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его.
Критики о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» В.Г. Белинский: Наконец, среди бледных и эфемерных произведений русской литературы нынешнего года… явилось поэтическое создание, дышащее свежею, юною, роскошною жизнью сильного и самобытного таланта.». В.Г. Белинский: Наконец, среди бледных и эфемерных произведений русской литературы нынешнего года… явилось поэтическое создание, дышащее свежею, юною, роскошною жизнью сильного и самобытного таланта.». Д.С. Мережковский: «… Самое тяжёлое, «роковое» в судьбе Лермонтова – не окончательное торжество зла над добром…а бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмы». Д.С. Мережковский: «… Самое тяжёлое, «роковое» в судьбе Лермонтова – не окончательное торжество зла над добром…а бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмы». А.Н. Толстой: «… Лермонтов в пяти этих повестях раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого, высокого по стилю и восхитительно благоуханного искусства»Печорин… герой нашего времени». А.Н. Толстой: «… Лермонтов в пяти этих повестях раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого, высокого по стилю и восхитительно благоуханного искусства»Печорин… герой нашего времени».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ