Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви » Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Цель: Ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» Выяснить, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.
Домашняя работа Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Обратимся к названию рассказа «Кавказский пленник». Дома вам нужно было выписать из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять». Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить
Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Война - вооружённая борьба между государством и народами, между классами внутри государства. Каким образом эти понятия: война, плен, пленять перекликаются с сюжетом рассказа Л.Н.Толстого?
Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа Делает вывод о том, что «война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена».
Л.Н.Толстой называет свой рассказ «Кавказский пленник» На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями рассказа – Жилиным и Костылиным.
Разминка на знание текста 1. События происходят осенью 2. Жилин был невелик ростом, но удал 3. Жилин попал в плен, потому что Костылин бросил его 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком 8. Второй раз Жилин бежал один 9. Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты 10. После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
Сопоставим фамилии героев Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?
Поведение героев в плену - Давайте вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. - Как ведет себя в плену Жилин?
Распределите слова, характеризующие поведение героев в плену Жилин Костылин ходит по аулуспитскучаетвсматриваетсясчитает дни выпытывает информацию рукодельничаетждет ответа на письмо
Разные герои Задача: сопоставить героев с целью сравнения их поведения в плену и выявления их жизненной позиции 1 группа Как герой оказался в плену? 2 группа Внешность героя 3 группа Чем герой занимался в плену? 4 группа Как герой готовился к побегу?
Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?
Задание для 2 группы Внешность героя
Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?
Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?
Сравнительная характеристика героев Качества Жилина и Костылина: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.
Сравнительная характеристика героев Жилин Костылин добрый (думает о матери, жалеет ее) слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери надеется на себя, обдумывает побег способен на предательство деятельный человек краски с, упал духом сумел прижиться в ауле не принимает других людей работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный
Читаем синквейны, составленные дома 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Вернемся к смыслу рассказа, исходя из его названия Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма
1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»
2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».
3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.
4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».
5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?
1. Д НА 2. Р А С СК А З 3. П У У ШК И Н 4. СЮ Ж Ж ЕТ 5. АЗ Б Б УКА 6. А НТИТЕЗ И А Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других.
Какие нравственные проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Проблема товарищеского долга, доброты и отзывчивости, верности, дружбе, храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Автор повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.
На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью.