Тема урока: Классификация химических реакций: реакция соединения, разложения, замещения, обмена Эпиграф урока: «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии» Н.Н.Семенов
Явления или различные изменения, делятся на: Физические- происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав вещества. Химические- изменяется состав вещества, из одних веществ образуются другие, с новым составом и новыми свойствами
Признаки химической реакции: Выделение или поглощение тепла; Появление или изменение запаха; Появление или изменение окраски ; Появление или исчезновение осадка; Выделение газа Свечение
Условия протекания химической реакции Увеличение площади контакта между веществами; Нагревание веществ, Освещение реагентов
Закон сохранения массы веществ Закон сохранения массы веществ масса исходных веществ = массе продуктов реакции Н 2 + О 2 Н 2 О Следствие закона сохранения массы веществ: расстановка коэффициентов в уравнении реакции 2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О
Домашнее задание Домашнее задание Al 2 O 3 + 6HBr = 2AlBr 3 +3H 2 O 3CaO + 2H 3 PO 4 = Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3H 2 O Fe(NO 3 ) 3 +3 NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaNO 3 2PbS +3O 2 = 2PbO +2SO 2 2Na + 2H 2 O = 2NaOH +H 2 2C 3 H 6 +9O 2 = 6CO 2 + 6H 2 O 4HNO 3 = 4NO 2 + 2H 2 O +O 2 2NH 3 +H 2 SO 4 = (NH 4 ) 2 SO 4 CaO + 3C =CaC 2 + CO
Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул веществ и коэффициентов перед ними
Изучение нового материала: Классификация – это распределение объектов и явлений по классам, группам, на основе их общих признаков
По каким признакам следует классифицировать химические реакции? Путь рассуждения: по числу исходных и конечных продуктов реакции По каким признакам следует классифицировать химические реакции? Путь рассуждения: по числу исходных и конечных продуктов реакции По числу исходных веществ Одно сложное вещество (реакция разложения) Несколько веществ простое и простое сложное и сложное простое и сложное (реакция соединения) (реакция замещения) По числу продуктов реакции Одно сложноенесколько сложных (реакция соединения) (реакция обмена) (реакция замещения)
В общем виде традиционно химическую реакцию записывают схемой: аА + bB = cC + dD где А и В – реагенты, С и D- продукты реакции; маленькие буквы, соответственно, являются коэффициентами В общем виде традиционно химическую реакцию записывают схемой: аА + bB = cC + dD где А и В – реагенты, С и D- продукты реакции; маленькие буквы, соответственно, являются стехиометрическими коэффициентами
«Стехиометрия» – от греческого слова элемент, основа – это отрасль химии, которая изучает весовые и объемные соотношения между реагентами и продуктами реакций.
Следовательно: химические реакции можно классифицировать по признаку изменения числа исходных и конечных веществ Здесь можно выделить 4 вида химических реакций, которые отличаются друг от друга по типу взаимодействия: реакции соединения; реакции разложения, реакции обмена, реакции замещения.
Демонстрация опыта «Химический вулкан» А сейчас, друзья, для вас По истории рассказ. Ночью спали горожане, Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Покажу вам, как умею, Гибель города Помпеи. (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =N 2 +Cr 2 O 3 +4H 2 O
Вывод: из одного вещества образовалось три новых вещества, следовательно, вещество разложилось, и реакция была – разложения. Признак реакции: реакция разложения приводит к образованию двух и более продуктов реакции (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =N 2 +Cr 2 O 3 +4H 2 O
Реакции соединения – это такие реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество 2Мg +О 2 = 2МgO; СаО +Н 2 О = Са(ОН) 2 ;
Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь химического элемента в сложном веществе. СuCl 2 + Fe = Cu + FeCl 2
Реакции обмена – это такие реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями СаСО 3 + 2НСl = СаСl 2 + СО 2 +Н 2 О;
Вывод : сравнивая ассоциативные определения, данные нами в начале урока и те, которые мы получили в результате проведения экспериментов, можно сделать вывод – они практически совпадают, следовательно, путь наших размышлений был выбран верно.
Закрепление изученного материала Расставить коэффициенты в схемах химических реакций, определить тип каждой из них: 2SO 2 + 3O 2 =2SO 3 - реакция соединения 2H 2 O = 2H 2 +O 2 - реакция разложения 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O = 4HNO 3 – реакция соединения Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 – реакция замещения CaO + 2HBr = CaBr 2 + H 2 O – реакция обмена 2Fe(OH) 3 = F e2 O 3 + 3H 2 O – реакция разложения 2NO + О 2 = 2NO 2 – реакция соединения 3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4 – реакция соединения Cu + 2AgNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2Ag – реакция замещения 3CaCl 2 + 2Na 3 PO 4 = Ca 3 (PO 4 ) 2 +6NaCl - реакция обмена
Сегодня на уроке Сегодня на уроке повторили: явления физические и химические, признаки химических реакций, закон сохранения массы веществ, следствие из закона сохранения массы веществ –расстановку коэффициентов в уравнениях реакций познакомились: с классификацией химических реакций по признаку изменения количества исходных и конечных продуктов реакции, с четырьмя видами химических реакций, которые отличаются друг от друга типами взаимодействия
Домашнее задание Домашнее задание §14 читать, выучить определения видов реакций, выполнить задание 2,3 письменно Творческое задание: у В. Маяковского есть такая философская мысль: «Если звезды зажигаются в небе, значит, это кому – нибудь нужно». Перефразирую ее: «Если химики изучают классификацию химических реакций, то, следовательно, это кому – то нужно». Хочу предложить вам подготовить небольшое сообщение, в котором на примерах нужно показать значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.
Рефлексия Что я узнал (а) сегодня на уроке….? Я научился (ась)….? Над чем мне нужно поработать…? Рефлексия Что я узнал (а) сегодня на уроке….? Я научился (ась)….? Над чем мне нужно поработать…?