Задачи и перспективы развития лаборатории оценки психофизиологического состояния
1. Компьютеризация нашего общества стремительно нарастает и носит характер необратимого процесса. 2. Развитие психологической науки в последние годы тесно связано с использованием компьютерных технологий. 3. В числе общепризнанных направлений результативного использования ПК в психологии стоят психодиагностические обследования. 4. Психодиагностические методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром. 5. Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации, позволяющие компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию. 2
Основные преимущества компьютерной психодиагностики : Высокая точность психодиагностических исследований. Возросшая скорость и возможности статистической обработки данных психодиагностики. Оперативность получения диагноза. Возможность применения динамической и полимодальной стимуляции. Применение тестовых стимулов в переменном порядке. Адаптивное тестирование. Активное использование фактора времени. Привлекательность самой процедуры компьютерной психодиагностики для испытуемых. Вариативность отображения результатов исследования. Экономия времени и средств Дополнительные возможности самообразования. Возможность проектирования психодиагностических методик. Отрицательные эффекты компьютерной психодиагностики : Эффект « психологического барьера » у диагноста. Психодиагносты, имеющие значительный опыт использования « ручных » психодиагностических методик, но не имеющие достаточного опыта в применении компьютерных методик, вполне могут не доверять полученным с помощью последних результатам. Эффект « психологического барьера » у обследуемых может стать следствием страха перед компьютером как новым техническим устройством с неизвестными возможностями. У кого - то он может ассоциироваться с « детектором лжи », кто - то может усомниться в конфиденциальности его ответов на вопросы, хранящиеся в компьютере. Эффект « сверх доверия » к компьютеру, т. е. любое заключение, полученное в результате использования компьютерной психодиагностической методики, не ставится под сомнение самим исследователем и обследуемым. Возникновение этого эффекта связано с отсутствием достаточных знаний об особенностях компьютерной психодиагностики. 3
Мероприятия, направленные на создание профессиональных компьютерных психодиагностических методик и систем. Организация взаимодействия и взаимопонимания психолога и программиста. Централизованное снабжение практических психологов бюджетных учреждений профессиональными компьютерными психодиагностическими методиками и системами. Постоянное сопровождение методик и систем коллективами психодиагностов и программистов. Цель такого сопровождения состоит в постоянном обновлении уже имеющихся методик и систем, в создании новых методик и систем. Отведение достаточного времени для проведения психодиагностики, организация адекватного режима труда и отдыха диагноста, способствующего профилактике преждевременного утомления. Решение вопросов обучения психодиагностов и обследуемых работе с компьютером. 4
Компьютерные психодиагностические методики и системы
Тест Векслера Интеллектуальный тест Кеттелла Рисуночный тест Р. Сильвер Тест фрустрационных реакций Розенцвейга Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен Проективная методика «Hand- тест » Методика рисуночных метафор « Жизненный путь » Методика экспресс - диагностики суицидального риска " Сигнал " 6
Профориентационная система ПРОФИ -II Профориентационная система ПРОФИ -III И. Л. Соломин. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. 7
8 Диагностика межличностных отношений ( А. А. Рукавишников ) Методка Т. Лири Методика наблюдения и экспертной оценки. Р. Бейлса Метод социометрических измерений Диагностика детско - родительских отношений Ко - терапевтическая компьютерная система « Келли -98» и пр. Диагностика социально - психологического климата и межличностных отношений
Диагностика детей с ОВЗ Методика « Исключение слов ». Оценка вербально - логического мышления. Методика " Простые аналогии " Методика « Корректурная проба » Изучение общей самооценки ( опросник Казанцевой Г. Н.) Цветовой тест отношений. ( Тест А. И. Лутошкина ). Цветовой тест Люшера и пр. 9
Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) дилеммы П. Балтеса для оценки развития мудрости методика « Шкала самооценки и оценки тревожности » ( Ч. Спилберг ) методика « Мотивация аффилиации » ( А. Меграбян и М. Ш. Магомедминов ) тест « Перспектива продолжительности жизни »; тест « Ваш психологический возраст ». тест « Эгоцентрические ассоциации »; методика « Склонность к одиночеству » опросник « Активность повседневной жизни » тест « Индекс жизненной удовлетворенности » 10
Аппаратно - программный диагностический комплекс " Истоки здоровья « Диагностическая система « Адаптолог – Эксперт » Методика экспресс - диагностики функционального состояния и работоспособности человека. М. П. Мороз. 11
Коррекционно - реабилитационная работа Программно - индикаторные комплексы для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров по методу БОС Программное обеспечение « Комфорт » Программное обеспечение « Волна » Программное обеспечение « Экватор » 12
« Сталкер » - комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста. 13
Компьютеризация психодиагностических исследований объективно обусловлена и носит закономерный характер. Компьютерные психодиагностические методики по сравнению с традиционными методиками имеют ряд неоспоримых преимуществ. Использование компьютерных технологий в психодиагностике может многократно усилить как сильные, так и слабые стороны психодиагностики. Существенное значение имеет формирование у психологов адекватной мотивации и предоставления реальных возможностей использования компьютеров в качестве средства психодиагностики. В настоящее время существует большое количество компьютерных психодиагностических методик и систем, предназначенных как для профессионального тестирования, так и для самостоятельного использования всеми желающими. 14
15