Условный оператор Структура ветвления
Условный оператор реализует выполнение определённых команд при условии, что некоторое логическое выражение (условие) принимает значение «истина» true. В языке программирования условный оператор начинается с ключевого слова if. Синтаксис написания: If условие then выражение 1 else выражение 2 Простым языком данное выражение можно прочитать так: если (if) выполняется условие тогда (then) выполняется выражение 1 иначе (else) выполняется выражение 2.
Условие Да Нет выражение 2 выражение 1
Напишем программу, которая запросит ввести с клавиатуры 2 целых числа и выведет на экран большее. var {опишем переменные} a,b:integer; {a и b целочисленные переменные} begin readln(a,b); {вводим с клавиатуры значение наших переменных} if a>b then writeln(a) {сравниваем переменные a и b, если а больше b, тогда выводим на экран a} Else {иначе } writeln(b) {выводим на экран b} end.
Обратите внимание, что перед else не ставиться ;. Операторы сравнения: > - больше, < - меньше, = - равно, - неравно, >= - больше равно,
В некоторых случаях, при решении задачи, необходимо задать сразу несколько связанных между собой условий или сложное условие. And (и) – логическое умножение Or (или) – логическое сложение
Логическое умножение (конъюкция) Составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения, истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания. Если принять 0 – ложь, а 1 – истина, то
Логическое сложение (дизъюнкция): Составное высказывание, образованное в результате логического сложения, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых высказываний. Если принять 0 – ложь, а 1 – истина, то
Логическое отрицание (инверсия): Логическое отрицание делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным. Логическое отрицание в Pascal обозначают not. Если принять 0 – ложь, а 1 – истина, то В алгебре логики отрицание имеет вид: F= ¬ A
Приоритет операций При вычислении выражений любого типа приоритет вычислений определяется расставленными скобками, а при их отсутствии - по таблице Далее мы познакомимся с многими операциями в данной таблице.
Задача 1 Написать программу, которая запросит ввести с клавиатуры 3 числа и выведет на экран больше из них. Если числа равны программа должна вывести надпись, что числа равны.
Решение задачи 1 var a,b,c: integer; begin ReadLn(a,b,c); if (a=b)and(b=c) then Writeln (' Числа равны') else if (a>b)and(a>c) then writeln('Большее число - ',a) else if b>c then writeln('Большее число - ',b) else writeln('Большее число - ',c) end.
Несколько операторов после условия В том случае если после условия необходимо выполнить 2 и более операторов, тогда данные операторы должны заключаться в зарезервированные слова begin и end. Пример: If a>b then begin A:=b; B:=c; End Else Begin A:=c; B:=a; End;
Задача 2 Написать программу, которая запросит ввести с клавиатуры 2 числа и выведет на экран сумму чисел, если числа равны, разность чисел, если первое число больше второго, и произведение чисел, если первое число меньше второго.
Решение задачи 2 var a,b,sum,raz,pro:integer; begin readln(a,b); if a=b then begin sum:=a+b; writeln(Сумма- ',sum); end else if a>b then begin raz:=a-b; writeln(Разность - ',raz); end else begin pro:=a*b; writeln(Произведение - ',pro) end; End.
Что такое условный оператор. Как использовать условный оператор. Блок-схема условного оператора. Операторы сравнения. Сложное условие. Приоритет операций. Несколько операторов после условия. Решили несколько задач